Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Принцип департаментализации

Принцип департаментализации и скалярный принцип связаны между собой принципом диапазона контроля, определяющего число подчиненных у руководителя на каждом уровне иерархии. Представители «классической» школы считали, что руководитель крупного предприятия должен иметь не более 3— 6 подчиненных, а Урвик установил закономерность: при арифметическом увеличении численности подчиненных количество возможных связей между ними возрастает в геометрической пропорции.

Управление будет еще более эффективным, полагали Гьюлик и Урвик, если высшие менеджеры помимо всего прочего станут неукоснительно придерживаться «принципа соответствия». Он гласит, что на всех уровнях управления власть и ответственность должны быть совпадающими и равными. Ответственность лиц, наделенных значительной властью, является абсолютной только в известных границах, обозначенных статусом и полномочиями данной должности. И в рамках своих полномочий руководитель несет всю полноту личной ответственности за действия подчиненных ему людей.

Благодаря усилиям Гьюлика, Муни и Урвика теория «классической» школы приобрела наконец-таки целостность и единство. Применение формально-логических методов к систематизации материала позволило выявить круг положений, ставших аксиомами управленческого знания. К ним относятся принципы специализации, департаментализации, диапазона контроля и единоначалия. Именно тогда иерархическая модель организации стала называться формальной: деятельность по достижению поставленных целей нормировалась именно формальными процедурами. Задачи распределялись как официальные обязанности, и все внимание администрации сосредоточивалось на поддержании функционирования организации.

Приблизительно в одно время с представителями «синтетического» подхода над уточнением и детализацией Классической Геометрии Труда работали советские ученые. Необходимо выделить два научных центра — институт Гастева в Москве, о котором уже шла речь, и Всеукраинский институт труда (г. Харьков), возглавляемый Ф. Дунаевским. О нем надо поговорить особо. При обследовании административного аппарата ряда предприятий применили так называемые оперограммы. Это чертеж рабочего процесса с нанесением маршрутов применения деталей для обработки. На нем обозначалась последовательность этапов и структура процессов, объем работы на каждом цикле и затрачиваемое время.

Оперограмма представляла собой модель, построенную по типу инженерного расчета. Его смысл простой: структура рабочих мест должна выявить требуемую структуру и численность персонала рабочих и количество управленцев. Лишние вакансии легко выявить и сократить. Простые функциональные схемы позволяли очень точно, «по миллиграммам» рассчитывать штат работников, выпускать инструкции исполнителям, оформлять заказы на оборудование, устанавливать нормы и сроки выработки, цели и задачи деятельности. Причем всякий раз фактические расчеты обязательно сравнивались с нормативной моделью. Применение такого метода сокращало бюрократический аппарат, выявляло и устраняло слабые места в управлении, снижало себестоимость продукции, а самое главное, повышало заинтересованность людей в труде.

Если построить административный аппарат так же, как инженеры строят машину, т. е. по заранее созданному проекту с четким расчетом и необходимыми измерениями всех процессов, то, рассуждал директор Всеукраинского института Ф. Дунаевский, мы наверняка освободимся от таких зловещих пороков, как дублирование распоряжений и функций, растянутость сроков исполнения, чрезмерный формализм в работе.

Прокладка коммуникаций



Rambler's Top100