Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Неэвклидова геометрия

Часто успех в деле обеспечивают не капитальные нововведения, а улучшение мелочей, которые окружают нас всюду. Утренняя гимнастика, функциональная музыка, правильное расположение инструмента на рабочем месте, маленький сувенир ко дню рождения или приветливое слово, ставшее элементом повседневного ритуала. Именно такими мастерами необходимых мелочей в организации труда были Тейлор и Гастев.

Неослабевающее внимание к человеческому фактору, а не только к сверхсовременной технологии — отличительная черта подлинных новаторов. Так поступали американские «научные менеджеры» в начале нашего столетия, советские нотовцы в 20-е гг., японские предприниматели в 60-е. И всякий раз они оказывались в авангарде прогресса, на них равнялись, у них учились.

Гастев учился у Тейлора и не скрывал этого. Но вскоре ЦИТ достиг серьезных успехов и учиться стали у него. Гастев переписывался с компанией Форда, и, несмотря на различие идеологических позиций, они нашли точки соприкосновения, по которым развернулась оживленная дискуссия.

К сожалению, сегодня мы не умеем учиться у других. Да что там говорить — не учимся у самих себя. Пренебрежение к отечественному опыту наказывается уже тем, что собственные идеи возвращаются к нам в иностранной упаковке. Так случилось с социальной инженерией. «Надвигается новая огромная социальная эпоха, когда нужно будет давать элементы совершенно новой науки, — писал в 1924 г. Гастев, — социальная инженерия, когда намечается невиданное социальное движение, главные лозунги которого будут — организованный, неумолчный труд...» Именно в 20-е гг. в отечественной науке была разработана целостная программа социальной инженерии с точным описанием предмета и проблемы исследования, методологии и методики, сферы практического приложения и экспериментальной проверки. В неразрывном единстве с новой наукой развивался целый куст новаторских идей в психологии, физиологии, социологии и кибернетике. Так, идея программирования на фабрике, которая, по мнению Н. Винера, стала известна благодаря работа Тейлора и Джилбретта, получила основательное развитие в трудах Гастева, легла в фундамент концепции программированного обучения. В 1919 г. им был разработан проект «Школы социальных наук» в Харькове, а несколько позже в ЦИТе была создана в металле довольно внушительная модель «социально-инженерной машины». Несмотря на все эти достижения, о практической пользе социальной инженерии мы всерьез начали говорить только в 80-е гг. в связи с развитием заводской социологии. И то с опаской, с оглядкой на Запад, поскольку понятие это прочно закрепилось уже в буржуазной социологии. О том, что у социальной инженерии есть давние традиции в отечественной истории, мы напрочь забыли.

Прокладка коммуникаций



Rambler's Top100