Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Деятельностный подход

С другой стороны, новую культуру невозможно создать лишь на послушании, превращающем человека в «винтик» производственного механизма. Гастев требует творческого подхода к самым обыденным вещам — молотку, клещам, карандашу: «... все это надо заставить изучать с точки зрения открытия в них сенсаций, о которых обыватель и не подозревает». Но это творчество, выстраданное и, если можно так выразиться, выстроенное, цело-рациональное. Поэтому на производстве «важна не сама машина, а установка на машину», т. е. установка на постоянное, каждодневное конструирование, изобретательство, а не на романтизм. Для заражения рабочей массы «неустанным бесом изобретательства» необходимо разработать и внедрить объективный, т. е. действующий независимо от субъективного желания администрации, механизм привлечения работников к управлению. Именно система «законов предприятия», норм и правил, а также ежедневное внимание со стороны администрации (обучение и помощь) создадут предпосылки к тому, чтобы рабочий задумался над каждым своим движением, мог проанализировать трудовой процесс, разобраться в его «анатомии» и устройстве. Цель одна — исправить и усовершенствовать рабочий прием. Это и есть философия развития человеческих способностей.

В основе трудового обучения и воспитания у Гастева, выражаясь современным языком, лежит деятельностный подход. Рабочий учится у станка, впитывает «логику его движений», а не запоминает законы его работы по книгам. Под трудовой культурой понимается не образованность или начитанность, а «сноровка»3. С простого ухода и начинается истинное обучение науке о труде. И только позднее потребуются теоретические знания и формулы.

Беречь свое время можно научиться с помощью специальных «хронокарт». В них мы заносим расход времени на сон, употребление пищи, самообслуживание, работу и т. д. Иными словами, анализируем, обобщаем и находим нерациональное в наших действиях, подлежащее устранению. Такие хронокарты как средство обучения включены в методику трудового воспитания Гастева. Научить человека организованному, заранее планируемому, рациональному со всех точек зрения труду — ее основная цель.

Хронокарта — эффективный инструмент воспитания НОТ в быту. Гастев предполагал распространить этот своеобразный учетный документ для записи бюджета времени среди всех категорий населения. Ученые собирают их, а затем ведут статистическую обработку данных. Они, по замыслу Гастева, помогут установить степень социализации населения, а их классификация дает основные социальные группы («рабочий, директор, студент, крестьянин, красный воин») людей, выделенных по характеру и способу использования своего времени. В частности, в бюджетные статьи он предлагал включить: сон, пищу, работу, отдых и самообслуживание. Учет производственного и непроизводственного времени воспитывает бережливость и дисциплинированность, умение планировать свой рабочий день и досуг, повышает общую культуру человека. Для науки управления польза этого мероприятия несомненна: оно вскрывает «социальный скелет» труда и повседневной деятельности людей.

Техническое совершенство культуры труда шлифуется в практической деятельности, в повседневном поведении людей: учиться писать деловые письма, отчеты, докладные записки ясным, кратким языком, уметь хронометрировать и рассчитывать свое время, свои действия. Из школьной практики Гастев предлагает изгнать простонародный язык как неделовой и слишком путаный, она должна быть пронизана чертежом и графиком. Можно согласиться с общим замыслом Гастева. Он стремится развить в человеке чувство высшей гармонии пространства и времени, причем со школьной скамьи. Однако благородная цель достигается не любым и не каждым средством. Вряд ли, например, можно согласиться с его предложением реформировать школьный язык. Волевое воспитание — выдержка, быстрота реакции, готовность к действию, постоянная активность — могут и должны составлять основу физической, утилитарной культуры человека, но когда они, проникая в сферу духовной культуры, вытесняют все другие элементы, деловитость и практицизм оборачиваются делячеством и философией утилитаризма.

Прокладка коммуникаций



Rambler's Top100