Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

История развитие проектирования в нашей стране

В настоящее время проектирование можно рассматривать как самостоятельную отрасль народного хозяйства, имеющую самую тесную связь с достижениями научно-технического прогресса.

Увеличивающиеся объемы капитальных вложений в индустриализацию страны обусловили необходимость создания в период 1924—1926 гг. ряда крупных проектных институтов. Для проектирования предприятий энергетики были организованы специализированные институты Гидроспецпроект, Мосэнергопроект, Укргипроэнерго, Теплоэлектропроект. Был создан в Ленинграде институт по проектированию металлургических заводов Гипромез.

В годы первой пятилетки были приняты постановления, сыгравшие значительную роль в организации проектно-сметного дела в стране. В этих постановлениях были регламентированы стадии проектирования (эскизный проект и окончательный проект), законодательно оформлены права и обязанности лиц, разрабатывающих и утверждающих проектно-сметную документацию. В этот период значительно расширилась сеть проектных организаций. В 1930 г. был создан государственный трест строительного проектирования Госпроектстрой-1, базирующийся на хозяйственном расчете. Работа хозрасчетной проектной организации показала преимущества такой формы производственной деятельности в проект, но-сметном деле, поэтому был организован сразу же второй хозрасчетный трест Госпроектстрой-2. В 1931 г. оба треста были объединены в Пром-стройпроект.

Для повышения производительности и качества проектных работ значительное внимание было уделено совершенствованию организационных форм проектирования. Основной объем проектно-сметной документации стали разрабатывать государственные отраслевые подрядные организации, специализирующиеся по технологическому проектированию. Весьма важным постановлением по совершенствованию порядка разработки проектно-сметной документации явилось постановление СНК СССР от 23.05.36 «О порядке составления проектов и смет по капитальному строительству». В данном постановлении устанавливаются следующие стадии проектирования: проектное задание, технические проект со сметой и рабочие чертежи. Такая стадийность проектирования просуществовала почти 20 лет; в 1955 г. было принято решение о переходе на двухстадийное проектирование (проектное задание и рабочие чертежи). Три стадии проектирования сохранялись для предприятий с новыми сложными технологическими процессами, а также для зданий особой строительной сложности.

С целью улучшения управления проектными организациями в 50-е годы принимаются ряд постановлений (постановления Совета Министров СССР от 06.04.51 «Об укрупнении проектных организаций и ликвидации мелких проектных контор», от 24.08.55 г. «Об упорядочении планирования, укрепления хозрасчета, финансовой дисциплины и улучшении сметного дела в строительстве» и «О мерах по улучшению работы проектных организаций» и т. д.), в которых рассматриваются вопросы приближения проектных организаций к районам массового строительства, создания системы головных проектных институтов, функции которых должны выполнять ведущие отраслевые институты. Для регламентации форм финансирования проектных работ 12.06.50 выходит постановление Совета Министров СССР «О финансировании проектных организаций за счет государственного бюджета». Однако финансирование проектных работ за счет государственного бюджета не обеспечивало в должной степени заинтересованности проектировщиков в результатах своей деятельности, приводило к увеличению объема бросовых проектных разработок. Поэтому постановлением Совета Министров СССР от 20.02.59 «Об улучшении проектного дела в строительстве» признано целесообразным переводить проектно-изыскательские организации на хозяйственный расчет, а расходы на проектно-изыскательские работы включать в сметную стоимость сооружения объектов.

Значительные изменения претерпела структура управления проектированием в период 1957—1965 гг., когда был осуществлен переход от отраслевого к территориальному принципу управления промышленностью при создании в основных экономических административных районах страны советов народного хозяйства (совнархозов). В этот период значительный объем проектно-сметной документации разрабатывался проектными и изыскательскими организациями территориальной подчиненности, что приводило к нарушению единства технической политики, снижению качества проектов и уменьшению производительности труда проектировщиков.

В 1965 г. были ликвидированы совнархозы и проектные организации переданы в подчинение министерств и ведомств, т. е. преобладающим стал опять отраслевой принцип управления проектными работами.
Управление строительством:


Rambler's Top100