Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Юношеский возраст

Юношеский возраст характеризуется интеграцией личности в группе, что проявляется в стремлении старшеклассников «транслировать» значимые для них индивидуально-психологические особенности сверстникам и готовностью группы принять индивидуальные особенности одноклассников в той мере, в какой они способствуют успеху групповой деятельности. Повышается социальная значимость целей и содержания совместной деятельности, расширяется общественно-политический кругозор юношей и девушек. При этом меняется характер взаимодействия старшеклассников с педагогическим коллективом благодаря их новой роли в социально-психологической структуре школы. Роль педагога в организации совместной деятельности старшеклассников также существенно меняется. Она реализуется, прежде всего, не в сковывающей инициативу школьников системе контроля за их деятельностью, а в предоставлении им максимума самостоятельности и поддержке при выдвижении общественно полезных целей в рамках заданной программы воспитания школьников.

В этом возрастном периоде целенаправленное формирование профессионального самоопределения и намерений молодежи должно быть узловым моментом в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Даже межличностные предпочтения в микрогруппах классного коллектива опосредуются профессиональными намерениями старшеклассников, особенно значимыми для первой ориентации в будущей профессии. Выделяя наиболее важные факторы совместной деятельности в онтогенезе, В.Д. Шадриков особо отмечает роль языка и подражания.

По своей природе язык многозначен. Но, к сожалению, это достоинство в учебном процессе часто обращается в недостаток. Учитель должен добиваться однозначного понимания терминов и понятий, использующихся при постановке задач и организации условий учебной деятельности. В совместной деятельности ученик и учитель пользуются общим фондом информации. Для того, чтобы ученик смог лучше использовать эту информацию, надо научить его задавать вопросы. В то же время учитель должен обращаться к жизненному опыту ученика, т. е. постоянно его изучать и включать соответствующую информацию в свой фонд знаний. В процессе обучения совместный фонд информации развивается и пополняется из других источников и базы академических знаний. Учитель должен постепенно подключать ученика к источникам этой информации.

Подражание является обязательным компонентом совместной деятельности. Именно подражание лежит в основе развития ребенка. С определенной долей условности можно сказать, что личность ребенка формируется взрослыми, их поведением. Ребенок видит, что и как делает взрослый, и, следуя закону подражания, стремится повторить то, что он видит. Подражание, подчеркивает В.Д. Шадриков, — тот механизм, который делает человека человеком, если он развивается в обществе людей. При этом необходимо помнить, что ребенок запечатлевает поведение взрослых, когда он еще не может ни говорить, ни повторить увиденного в действии. Но то, что он уже увидел, он стремится воспроизвести. Запечатление и воспроизведение в слове, действии, поступке может разделять большой промежуток времени. Именно поэтому многие действия ребенка часто кажутся спонтанными, они удивляют, а часто и возмущают взрослых. Но, помня, что это подражание, взрослый должен найти причину тех или иных поступков ребенка: она — в окружении ребенка.

Прокладка коммуникаций



Rambler's Top100