Вторичная социализация
К ведущим феноменам социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентации и т. п. Стереотипы поведения формируются путем сигнальной наследственности, т. е. через подражание взрослым в раннем детстве. Они очень устойчивы и могут быть основой психической несовместимости (например, в семье, этносе).
Ребенок осваивает и активно воспроизводит в деятельности социальные знания, умения, накопленные обществом ко времени их освоения ребенком. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. Социализация подразделяется на первичную и вторичную. Принято считать, что первичная социализация представляет собой нечто гораздо большее, чем просто когнитивное обучение, и связана с формированием обобщенного об раза действительности.
Характер же вторичной социализации определяется раз делением труда и соответствующего ему социального распределения знаний. П. Бергер и Т. Лукман считают, что вторичная социализация представляет собой приобретение специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда.
Социализация происходит и стихийно, и целенаправлен но. Стихийно ребенок подвергается воздействиям, включается в беседы взрослых. Общественные знания, установки, умения передаются ребенку в целенаправленном обучении и воспитании.
В этом отношении следует дифференцировать понятие «социализация» от понятий «развитие» и «воспитание». Идея развития личности является основополагающей проблематикой отечественной психологии.
Прокладка коммуникаций
- Понятие личности в психологической науке
- Эмоциональная основа межличностных отношений
- Кому выгоден «середняк»?
- Организация труда: на Трехгорной м-ре