Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Статус личности

Любой человек занимает в обществе несколько социальных позиций. Важную роль в регуляции взаимоотношений личности в группе играет ее «положение» или «статус», обозначающий место индивида в системе групповой жизни и связанный с определенными правами и обязанностями. Человек может иметь ряд статусов, один из которых является для него главным. Некоторые статусы даны от рождения. Они называются приписанными. Например, статусы, обусловленные расой, полом, этническим происхождением, местом рождения, фамилией семьи. Наоборот, достигнутый статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни. Так, статус писателя человек приобретает в результате опубликования книги; статус мужа — после вступления в брак. Никто не родится автором или мужем.

Самое широкое применение понятие «статус» находит при определении структуры межличностных отношений, с помощью социометрической методики. Однако подобный подход к статусу индивида в группе, Г.М. Андреева считает не удовлетворительным.

Во-первых, важно не только то, насколько индивид как член группы пользуется привязанностью других членов группы, но и то, как он воспринимается в структуре деятельностных отношений группы, которые не раскрываются социометрической методикой.

Во-вторых, статус — это всегда некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного восприятия его другими членами группы. В социометрической методике предполагаются лишь компоненты эмоциональных отношений. Объективные характеристики статуса при этом просто не фигурируют.

В-третьих, при характеристике статуса индивида в группе необходим учет отношений более широкой социальной системы, в которую данная группа входит, — «статус» самой группы. Это обстоятельство небезразлично для конкретного положения члена группы. Однако третий признак также не учитывается при определении статуса социометрической методики.

Психолог Б.Д. Парыгин указывает, что статус или положение, занимаемое личностью в общности, может рассматриваться с нескольких различных сторон:

1) функционально-ролевой;

2) профессиональной;

3) морально-этической;

4) самооценочной.

В первом смысловом значении — функционально-ролевом, подразумевается статус, завоевываемый тем или иным членом группы, коллектива в результате признания окружающими его роли и вклада в развитие коллектива, в организацию и обеспечение эффективности его жизнедеятельности. Чаще всего это лидерский статус. Определенный уровень признания в этом плане могут получать и те члены группы, которые не являются лидерами.

Во втором смысловом значении — профессиональном, статус — это место, занимаемое любым членом коллектива, в том числе и лидером, по уровню профессионализма в определенной предметной области. И здесь статус лидера как организатора коллектива может оказаться выше его статуса в качестве профессионала предметной области, где он может значительно уступать какому-то другому члену того же коллектива.

Третье смысловое значение статуса — морально-этическое связано с характером оценки группой личностных, человеческих, что почти равнозначно, морально-этических качеств члена группы, в том числе и лидера. Оптимальный вариант, когда по этому показателю лидер занимает самое высокое место на шкале нравственных качеств по итогам его оценки окружающими. Однако это не является обязательным условием признания группой лидерской роли кого-либо из ее членов. В роли нравственного эталона общности, подчеркивает Б.Д. Парыгин, может выступать совсем не лидер, а, наоборот, не способный к какой-либо инициативе, но в высшей степени морально порядочный, ответственный и надежный член коллектива.

Четвертое смысловое значение понятия «статус» является самооценка индивида, в том числе и лидера, которую он дает себе по всем трем направлениям. Этот самооценочный статус, считает Б.Д. Парыгин, в значительной мере складывается под влиянием и в унисон с тем, который приобретен индивидом в глазах окружающих. Однако это не значит, что здесь оценка окружающими и самооценка всегда совпадают. Скорее, наоборот: гораздо чаще они способны существенно расходиться ДРУГ с другом. Такое расхождение глубоко переживается любым членом группы, в том числе и лидером, и сопровождается ощущением внутреннего, психологического дискомфорта.

Прокладка коммуникаций



Rambler's Top100