Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Социальные роли

Отношения с окружающими строится личностью в зависимости от возлагаемых на каждого человека определенными «социальнымиролями», которых может быть достаточно много. Один и тот же человек одновременно способен реализовывать несколько различных ролей. Даже у школьника в зависимости от группы, в которой он находится в данный момент, могут быть совершенно разные роли: «ученик», «сын», «читатель библиотеки», «спортсмен» и пр. А директор школы может быть на уроке учителем, для своих детей — отцом, для своих родителей — сыном, для жены — мужем; садясь за руль автомобиля — становится автолюбителем, приходя к врачу — пациентом и т. д. В данном случае психологи приводят сравнения с миром театра, видя в нем модель жизни, где психологические ситуации заострены и освобождены от второстепенных деталей, а каждый спектакль — это своеобразная демонстрация психологических явлений. Поэтому актеры, драматурги, режиссеры — тонкие психологи.

Вспомните, например, Шекспира:

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль...

Таким образом, понятие «роль» употребляется как минимум в двух сферах: в театральном мире и в психологии, где это понятие раскрывает поведение личности в ее различных социальных функциях. В психологии под ролью понимается нормативно-одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным или половым характеристикам и т. п.).

Современным психологам уже не обойтись без этого понятия, которое заняло во многих направлениях науки весьма значимое место. А началось все с маленького колеса или деревянного цилиндра (ролика), на который наматывались в древности пергаментные свитки. Называлось такое нехитрое приспособление латинским словом «rotula». Оно-то и превратилось потом во французское «role». В Греции и Древнем Риме на этих пергаментных свитках писались и театральные пьесы. Впоследствии ролью стала называться часть свитка, предназначенная для одного определенного актера. А теперь, как известно, роль — это воплощение литературного образа, созданного драматургом, и сам текст, который необходимо оживить.

Но роль в театре играют, как говорят дети, «понарошку». В реальной жизни, «просто» живут: здесь звучит не отрепетированный, а настоящий смех, льются не глицериновые, а подлинные слезы, люди стонут не по воле драматурга, а потому, что испытывают страдания, умирают и уже не поднимаются, чтобы выйти на авансцену под аплодисменты восхищенных зрителей, которые, в свою очередь, действительно восхищаются, а не играют роль «восторженного поклонника». В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек отражается уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

С ролями не следует путать маски, под которыми подразумевается набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющий скрыть свои истинные эмоции и отношение к собеседнику.

Некоторые роли, как и в театре, связаны с определенной символикой. Так, врач не мыслится нам без халата и фонендоскопа, милиционер — без милицейского жезла и фуражки, военный — без формы и оружия, дворник — без метлы и т. д. Модные надписи на майке — это не просто элемент оформления одежды, а способ представить себя, свою роль, т. е. способ общения. И в то же время это способ сообщения чего-то важного. Специалистам известно, что «знание человека, знание его жизни, знание его устремлений — вот что является основой творчества художников-модельеров». Но об этом надо знать и тем, для кого творят модельеры. Немало молодых людей своими «импортными надписями» демонстрируют... полное незнание, скажем, английского языка.

Для усвоения и демонстрации социальных ролей не менее важен и речевой символизм. Конечно, психолог, который заявил, что «роли это не столько люди, сколько слова», преувеличивал, но доля истины здесь есть. Начать хотя бы с называния той или иной роли. Прекрасный и могучий русский язык дает возможность широкого выбора в зависимости от того, как относится человек к тому, к кому он обращается. Например, если обманывает свой человек, то о нем говорят, что он «несколько преувеличивает», называют «фантазером», «человеком с богатым воображением», о чужом, неизвестном человеке скажут прямо — «он обманщик» или «лгун».

Прокладка коммуникаций



Rambler's Top100