Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Социальная установка

Пытаясь ответить на вопрос: почему люди в определенных ситуациях поступают так, а не иначе? нередко используют понятия социальной установки или психического настроя личности. Однако эти понятия не тождественны. Различие между ними состоит в том, что установка является элементом психического настроя как более сложного и интегрального образования. Это выражается, прежде всего, в том, что настроение не сводится к какой-то одной установке, хотя установка и может выступать как частный случай психического настроя личности, имеющего предметный характер. В таком случае настроение — это ансамбль всех установок личности, которые проявляют себя более или менее одновременно в психическом состоянии и деятельности индивида. Настроение не сводится к простой сумме или итогу взаимодействия установок, а оказывается многограннее и богаче по содержанию, чем входящие в его структуру установки.

Кроме того, настроение подвижнее системы установок, находясь в обратной зависимости от степени устойчивости и разветвленности системы установок личности, приобретенных в ходе жизненного опыта. Это позволяет объяснить неустойчивость настроения ребенка и подростка, жизненный опыт которых еще не успел привести к образованию достаточно многообразной и жесткой системы установок, определяющих поток их переживаний и динамику эмоционального состояния.

На этом житейском уровне понятие «социальной установки» употребляется также в значении, близком к понятию «отношение», «оценка». Оценка представляет собой выражение одного из видов отношения субъекта к объекту, отношения, которое заключается в том, что субъект определяет соответствие объекта или его отдельных сторон и свойств критериям, им выдвигаемым. В связи с этим в структуре логики оценок имеются четыре «компонента»: субъект, объект, основание и характер. Субъектом является тот, кто высказывает и производит оценку; объектом — вещь или ее свойство, которое оценивается; основанием — критерии, с позиций которых производится оценка («Это плохо, потому что вредно для здоровья». «Вредно» — основание); характер оценки (плохо, хорошо), который может быть и сравнительным («Это лучше, чем то»). Оценка подразделяется на три степени: положительная, нейтральная, отрицательная. Поскольку всякая оценка основана на определенных принципах, это допускает чрезвычайно большое разнообразие оценок не только по различию субъектов и объектов, но и по различию оснований. Однако в психологии термин «установка» имеет свое собственное значение, свою собственную традицию исследования, и необходимо соотнести понятие «социальная установка» с этой традицией.

Проблема установки была специальным предметом исследования в школе грузинского психолога Д.Н. Узнадзе. Понятия «установка» и «социальная установка» похожи лишь внешне. Понимание установки в концепции Д.Н. Узнадзе не было связано с анализом социальных факторов, детерминирующих поведение личности с усвоением индивидом социального опыта, со сложной иерархией детерминант, определяющих саму природу социальной ситуации, в которой действует личность. Установка трактовалась Д.Н. Узнадзе как бессознательное, что неприменимо к высшим формам человеческой деятельности. Соответственно, если установка традиционно исследовалась в рамках общей психологии, то специфика социальной установки изучается в системе социально-психологического знания. В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд».

Социальный психолог П.Н. Шихирев выделил в истории исследований аттитюдов четыре периода:

1) с 1918 г. (введение этого термина) до Второй мировой войны, когда отмечается бурный рост популярности проблемы и числа исследований по ней;

2) 40-50-е годы XX в. — для этого периода характерен упадок исследований по данной проблематике в связи с рядом обнаружившихся затруднений и тупиковых позиций;

3) 50-60-е годы — возрождение интереса к проблеме, возникновение ряда новых идей, но вместе с тем признание кризисного состояния исследований;

4) с 70-х годов — начало явного застоя, связанного с обилием противоречивых и несопоставимых фактов.

В результате большинство ученых пришли к выводу, что под аттитюдом следует понимать определенное состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к реакции, организованное, на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение. Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная роль в регуляции поведения.

Прокладка коммуникаций



Rambler's Top100