Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Распространение информации

Распространение информации, по мнению Б.Ф. Поршнева, в обществе проходит через своеобразный фильтр «доверия — недоверия». Подобный фильтр действует так: если мы не доверяем человеку, то даже истинная информация может оказаться непринятой, а ложная, но из «надежного источника» — принятой. Кроме этого, существуют средства, способствующие принятию информации и ослабляющие действие фильтров.

Совокупность этих средств А.А. Брудный назвал фасцинацией. В качестве фасцинации выступают различные сопутствующие средства, выполняющие роль сопроводителя информации, создающие некоторый дополнительный фон, на котором основная информация выигрывает, поскольку фон частично преодолевает фильтр недоверия. Примером фасцинации может быть музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение речи.

В процессе коммуникации осуществляется взаимное влияние людей друг на друга, обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами и т. д. Чтобы описать процесс взаимовлияния, недостаточно знать только структуру коммуникативного акта, необходимо проанализировать также мотивы общающихся, их цели, установки и т. п. Для этого следует обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Являясь универсальным средством общения, речь приобретает значение только при условии включения ее в систему деятельности. Подобное включение обязательно предполагает употребление других — неречевых — знаковых систем. При этом речь дополняется не только экспрессивными реакциями поведения, но и его семантикой, т. е. смыслом поступков (В.Г. Ананьев). Другими словами, полнота описания коммуникации требует учета и невербальных средств общения.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. При простейшем делении различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются различные неречевые знаковые системы) коммуникации. Каждая из форм коммуникации использует свою знаковую систему, и поэтому практически существует пять видов коммуникативного процесса.

На основном, вербальном уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. В психологии выделяют две функции речи: эмотивную и конативную. Эмотивная функция связана с субъективным миром адресанта (говорящего), с выражением его переживаний, его отношения к тому, что говорится; в ней находит отражение самооценка говорящего, его потребность быть услышанным, понятым. Конативная функция связана с установкой на адресата (слушающего), со стремлением на него воздействовать, сформировать определенный характер взаимоотношений; в ней находят потребности человека достигать поставленных целей, оказывать влияние на других людей; проявляется эта функция в структурной организации разговора, целевой направленности речи.

В зависимости от того, как используем слова, а также от условий в которых протекает сообщение, выделяют различные виды речи.

Внутренняя речь — это речь для себя. Отличительная особенность этой речи в том, что она не слышна другим и понятна только одному человеку — тому, кто ее говорит.

Н.И. Жинкин и А.Н. Соколов выделяют три основных типа внутренней речи: внутреннее проговаривание — «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; собственно внутренняя речь, когда она выступает как средство мышления, пользуется специальными единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличительную от структуры внешней речи; внутреннее программирование, т. е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей.

Внешняя речь (устная) — речь, предназначенная для других людей. Одной из первых у человека появилась восклицательная речь. Ее основная задача сообщить всем о своем состоянии или об отношении к окружающим. Восклицание будет понято лишь в том случае, если окружающие находятся рядом и наблюдают происходящее. Например, «Ой!» — это возглас в случае, если человек испытывает боль, или если он неожиданно встретил друга, или вдруг обнаружил, что потерял что-то очень нужное и т. д.

Прокладка коммуникаций



Rambler's Top100