Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Проявление ролей

Даже одна и та же роль включает в себя многообразие проявлений. Например, учитель будет по-разному вести себя со школьниками младших и старших классов, со студентами-практикантами и коллегами, с директором и представителями Министерства образования и науки. Такая совокупность (или система) ролей называется ролевым набором. Если между людьми устанавливаются устойчивые взаимоотношения, происходит становление ролей или совокупности ожиданий, определяющих поведение личности. Можно выделить формальные роли, которые зафиксированы в штатных расписаниях и служат для формирования различных учреждений и более крупных социальных структур. Но кроме этих ролей в процессе социального взаимодействия возникают также неформальные роли — типа «отличник», «душа общества», «классный клоун», «козел отпущения» и т. п.

Американский социолог Толкотт Парсонс и его коллеги считали, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

1) эмоциональности,

2) способа получения,

3) масштабности,

4) формализации,

5) мотивации.

Некоторые роли даны человеку от рождения. Они называются приписанными. Например, роли, обусловленные социальным происхождением, полом, местом рождения и т. п. В то же время, приобретенные роли определяются тем, что человек осуществил в своей жизни. Так, роль ученого человек приобретает в результате защиты диссертации; роль начальника — после назначения на должность. Никто не родится ученым или начальником; этого надо добиться, затратив немало усилий. Некоторые роли сочетают в себе предписанные и достигнутые элементы. Например, звание мастера спорта является приобретенным, но, будучи полученным однажды, остается навсегда.

Можно сказать, что само человеческое «Я», внутреннее содержание личности, возникает и формируется только в процессе усвоения ролей в общении с окружающими людьми. Уже на самых ранних этапах жизни это формирование тесно связано с тем положением, в котором оказывается ребенок среди окружающих, с его ролью в той группе, которая является микросредой его развития. Четкое распределение ролей и статусов, неравенство положений — непременный закон существования любой группы. Ученые показали, что распределение ролей осуществляется даже между совершенно одинаковыми по своим биологическим свойствам людей, какими являются однояйцевые близнецы.

Влияние ролей на личность велико, и у нас есть тенденция вживаться в свои роли. При первой встрече с людьми или на новом месте работы человек можем весьма неловко играть свою роль. Но по мере привыкания к роли это чувство исчезает. То, что вызывало затруднения, теперь выглядит как нечто совершенно естественное. В произведении Джорджа Оруэлла «Ферма животных» домашний скот свергает своих хозяев-людей и основывает эгалитарное общество, в котором «все животные равны». Далее сюжет развивается: свиньи, которые приняли на себя роль управляющих, вскоре начинают уклоняться от работы и обеспечивают для себя высокий уровень комфорта, считая его подобающим для своего статуса. «Все животные равны, — утверждают они, — но некоторые равнее других». В исследованиях американских психологов показано, что влияние роли на восприятие самого себя не ограничивается только случаем с животными, о чем шла речь. Во многих бытовых и лабораторных ситуациях люди, получившие более высокий статус, начинают рассматривать себя как лиц, заслуживающих лучшего отношения к себе, или как более способных к руководящей работе.

Прокладка коммуникаций



Rambler's Top100