Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Примеры упражнений

Приведем некоторые примеры упражнений, направленных на более глубокое понимание себя и способствующее, таким образом, изменению в поведении.

Проигрывание роли

Участвующему в терапии предлагается сыграть роль другого в процессе общения. При этом лучше всего играть роль того человека, который является образцом в общении, на кого клиент хотел бы быть похожим.

Сыграть роль — это значит вести себя по возможности сходно, употреблять те же слова и выражения и т. д. Лучше всего, чтобы это происходило в группе, в которой отсутствует объект подражания; при этом перевоплощение может быть наиболее полным. Испытуемому предлагается рассказывать то, что обычно рассказывают о себе его модель от первого лица. Объяснить, зачем предлагается такое задание, можно следующим образом: «У каждого человека в глубине души таятся актерские способности, и если уж вам самому не дано стать другим, попробуйте сыграть роль другого, пережить то, что испытывает он (она). Опыт, полученный таким образом, поможет вам понять самого себя, и к тому же вы сможете точно решить, стоит ли вам быть таким, как ваш идеал. Возможно, что у вас у самого есть какие-то способности, которые вам стоит попробовать использовать в процессе общения, а, проигрывая роль другого, вы сможете с большей легкостью их в себе обнаружить». Эта техника направлена на расширение представления человека о себе и на дискредитацию возможностей и образа неадекватного идеала. Проигрывая роль другого, человек неожиданно для себя может обнаружить, насколько ценными для него являются собственные качества, проявляемые в общении.

Переориентация

В этом упражнении делается попытка переориентировать человека на иное отношение к своим негативным переживаниям, на переосмысление их субъективного смысла. Одним из вариантов служит беседа о том, что многие люди также испытывают различные трудности общения, а разобравшись в своих переживаниях, хочется помочь не только себе, но и другим. Другим вариантом переориентации является разговор о ценности негативного опыта, о том, что, преодолев нечто негативное, человек развивается и достигает понимания себя и окружающего мира. Эта техника помогает приостановить фиксацию на негативных переживаниях.

Сенситивный тренинг

Особенностью этого метода является стремление к максимальной самостоятельности участников. Основным средством стимуляции группового взаимодействия здесь выступает феномен отсутствия структуры. Трудность описания тренинга состоит в том, что метод основан на актуализации чувств и эмоций, а не интеллекта.

Группа тренинга сенситивности не имеет очевидной цели. В ходе сенситивного тренинга участники включаются в совершенно новую для них сферу социального опыта, благодаря которой они узнают, как они воспринимаются другими членами группы, и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.

Преимущества подобных групп в том, что человек получает обратную связь от окружающих непосредственно, а не через те высказывания, которые он слышал о себе когда-то; в группе могут быть отработаны новые формы поведения; человек убеждается в том, что и у других существуют подобные проблемы в общении, а благодаря этому уровень тревоги и беспокойства снижается; групповые занятия помогают также найти друзей.

Также для оптимизации общения в психологии используют тренинг общения, цель которого — совершенствование коммуникативных умений эффективного взаимодействия с людьми и выработка оптимальных стилей общения; тренинг креативности, чтобы развить творческое мышление и воображение, и тренинг эффективного взаимодействия с людьми.

Однако следует помнить, что существуют категории людей, для которых групповые занятия могут оказаться вредными и опасными. Это люди с физическими дефектами, с разного рода серьезными личностными невротическими расстройствами, те, кто находится в ситуации тяжелых, кризисных переживаний и т. д. Для них необходимы занятия по специальной программе, причем вместе с людьми, у которых сходные дефекты или находящимися в таком же состоянии.

Особенно эффективным бывает сочетание индивидуальной беседы и групповой работы. Часто групповые занятия служат также хорошим стимулом, чтобы более серьезно заняться своими проблемами и обратиться к психотерапевту.

Прокладка коммуникаций



Rambler's Top100