Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Понятие социализации

Процесс развития ребенка немыслим вне личностного развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них. По объему понятия «развитие личности» и «социализация» в этом случае совпадают. В понятии «развитие» более четко представлена собственная активность личности, в то время как социализация не акцентирует на этом внимание, подчеркивая направление, воздействие социальной среды на личность. Однако было бы не верно полностью исключить активность из этого процесса, так как человек не просто усваивает социальный опыт, а преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не только пассивное его принятие, но и предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т. е. в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, а его воспроизводство.

Сравнивая понятия «социализация» и «воспитание», следует заметить, что понятие «воспитание» имеет два значения — узкое и широкое. В узком смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на ребенка со стороны специальных профессиональных институтов с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т. д. Акцент здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия. В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т. д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать как окружающие люди, так и все общество. Поэтому, если термин «воспитание» употребляется в узком смысле слова, то «социализация» отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Различия исчезают, если понятие «воспитание» используют в широком смысле слова.

Понятие «социализация» связано и с понятием «психологической адаптации». Хотя эти процессы близкие и взаимозависимые, но не тождественные. Социализация личности — это процесс формирования и становления личности через овладение социальным опытом. Адаптацию можно рассматривать как один из ведущих механизмов социализации личности.

Социально-психологическая адаптация бывает двух типов:

• прогрессивной, которой свойственно достижение всех функций и целей полной адаптации и в ходе реализации которой достигается единство интересов, целей личности, с одной стороны, и групп, общества в целом — с другой;

• регрессивной, которая проявляется как формальная адаптация, не отвечающая интересам общества, развитию данной социальной группы и самой личности.

В ходе социализации повышается адаптированность личности, которая, по мнению

В.Г. Крысько, может быть:

• внутренней, проявляющейся в форме перестройки функциональных структур и систем личности при определенной трансформации и среды ее жизни и деятельности. В таком случае и внешние формы поведения, и деятельность личности видоизменяются и приходят в соответствие с ожиданиями среды, с идущими извне требованиями. Происходит полная, генерализованная адаптация личности;

• внешней (приспособительской), когда личность внутренне содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность. В результате имеет место так называемая инструментальная адаптация личности;

• смешанной, при которой личность частично перестраивается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы и в то же время частично адаптируется инструментально, поведенчески, сохраняя и свое «Я», и свою самостоятельность.

Прокладка коммуникаций



Rambler's Top100