Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Подражание

При подражании индивид не только принимает внешние черты поведения других людей или массовых психических состояний, но и воспроизводит черты и образцы демонстрируемого поведения. Выделяют разные виды подражания: непроизвольное и произвольное, логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай: подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Подражание, способствуя научению, адаптации к условиям существования и выживания, выполняет разные функции.

Основоположник научного рассмотрения подражания — французский психолог и социолог Г. Тард. В соответствии с его концепцией, подражание — основной принцип развития и существования общества. Мало того, подражание есть лишь частный случай общего «мирового закона повторения». В животном мире этот закон осуществляется через наследственность, а в человеческом обществе — через подражание.

С точки зрения Г. Тарда подражание — источник прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения входят впоследствии в структуру общества и вновь осваиваются путем подражания.

Как способ психологического воздействия подражание имеет свои закономерности:

• подражание идет от внутреннего к внешнему (т. е. внутренние образцы поведения вызывают подражание раньше, чем внешние);

• низшие по социальной лестнице подражают высшим (деревня — городу, жители маленьких городов — жителям столицы и др.);

• чем старше и образованнее человек, тем меньше он подвержен простейшим образцам подражания, тем более сложные формы приобретает сам процесс подражания. У взрослых, в отличие от детей, подражание есть побочный способ освоения мира, причем главный упор делается на внешний рисунок поведения, не затрагивая глубоких личных характеристик.

Психотерапевт В.Л. Леви выделяет внешние и внутренние подражания. При внутреннем подражании логика чувств и поведения человека возникает интуитивно. Внешние проявления другого человека при внутреннем подражании, конечно, учитываются, но они кажутся естественными. Подражание сложным психическим особенностям осуществляется сразу целиком. Ведь в общении с любым человеком мы воспринимаем и чувствуем гораздо больше, чем можем выразить. Не только голос, жесты и манеры, но и некие обобщенные сгустки всего психического склада другого человека — все это откладывается в нас и не осознанно лепит образ.

З.Б. Элькина условно выделяет три вида подражания: подражание-уважение, подражание-соперничество и интегральное подражание.

Существует концепция «эффекта просачивания вниз», уходящая своими корнями в работы Г. Спенсера. С помощью этой теории ученые пытались объяснить либо функционирование моды в целом, либо отдельные проявления моды. Согласно этой концепции, господствующий класс и, прежде всего, социальная элита после «просачивания» модной одежды, обозначающей их социальный статус, к другим классам и слоям, сразу же устремляется в погоню за новыми культурными образцами, и вводят новые «моды» с целью сохранения своей групповой идентичности и отличия от основной массы. Последняя же постоянно стремится овладеть «модами» высших слоев, подражать им из-за престижа, которым обладает элита в ее глазах, и стремления к более высокому статусу. Как только «масса» овладевает и новыми «модами» — знаками высокого социального статуса, — господствующие слои вынуждены вновь менять знаковые средства своего высокого социального положения, модный цикл возобновляется, и все начинается сначала. При этом общая картина социальной иерархии не меняется.

Подражание в большей степени, чем заражение или внушение, включено в групповой контекст. И поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, то всегда существуют два плана подражания: или какому-то конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой, членом которой индивид не является, но она значима для него.

Конечно, процессы, происходящие в больших социальных группах, оказывают существенное влияние на развитие человека, тем не менее, вся жизнедеятельность человека в гораздо большей степени связана с малыми группами.

Прокладка коммуникаций



Rambler's Top100