Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Подражание взрослым

Очень важен объект подражания. В случае, когда взрослые испытывают трудности с воспитанием, следует, прежде всего, определить, кому подражает ребенок. Необходимо помнить, что в детстве закладываются самые прочные основы, которые бессознательно действуют в течение всей жизни человека. Их можно заглушить, замаскировать последующим воспитанием, но никогда нельзя стереть из памяти.

Искусство воспитания ребенка — искусство создания образцов для подражания. Для того чтобы обеспечить развитие ребенка, взрослые должны соблюдать два условия:

• не ограничивать стремления ребенка к подражанию, к копированию бытового поведения окружающих его близких, хотя часто это может доставлять неудовольствие, требует затрат времени;

• стремиться создать условия для подражания, соответствующие возможностям ребенка.

Подражание взрослым, копирование их деятельности является основным фактором умственного развития ребенка. Здесь следует обратить внимание на распространенное заблуждение, что умственное развитие связано с обучением чтению, счету и т. д.

Необходимо помнить, что вначале мышление ребенка связано с овладением своим телом, с манипуляциями с предметами окружающего мира. Мышление развивается, прежде всего, как предметное. Поэтому именно физическая культура, предметные действия служат в первую очередь источником развития мышления ребенка. А подражание, являясь фундаментальным законом природы, обеспечивает это развитие. Так же, как способности развиваются в подражании деятельности взрослым, так же и усваиваются нравственные нормы поведения. Но следует помнить и о границах могущества подражания. Оно способно сотворить новую личность по образу копируемой, но создает не творца, а «ремесленника». В хорошем значении это слово — мастер высокого искусства исполнения. Но, как говорил еще Аристотель, разница между ремесленником и учеником состоит в том, что первый знает, как надо делать, второй — почему надо делать именно так. Подражание позволяет копировать поведение и образцы деятельности, но не раскрывает законов деятельности. И этим обозначены его границы.

Чтобы совместная деятельность ребенка отвечала задачам развития личности, она должна быть:

• подлинно совместной деятельностью, в которой воплощены отношения ответственной зависимости;

• социально значимой, интересной для детей;

• динамичной, осуществляющей изменение социальной роли ребенка в процессе взаимодействия и функционирования;

• эмоционально насыщенной коллективными переживаниями, дающими возможность для действенного сострадания неудачам и сорадования успехам других людей.

Организация учебно-воспитательного процесса как совместной деятельности должна соответствовать следующим правилам:

• предоставлять каждому школьнику возможность свободного выбора деятельности;

• давать ребенку возможность смены социальной позиции в процессе его жизнедеятельности;

• побуждать учащихся ставить себя на место другого (применение механизма идентификации).

Наиболее эффективной формой организации учебно-воспитательного процесса является совместная деятельность, которая предоставляет возможность:

• перейти от монологичного стиля общения к диалогичному, от авторитарной формы отношений к отношениям, базирующимся на авторитете личности;

• осуществлять смену социальной позиции школьника с пассивно-ученической на «учительскую», что обеспечивает индивиду реализацию своей «зоны ближайшего развития»;

• задействовать механизмы: влияния на личность учащегося и группу через референтное лицо и идентификации.

Прокладка коммуникаций



Rambler's Top100