Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Обратная связь

Обратная связь бывает разных видов, и каждый ее вариант соответствует той или иной специфике взаимодействия людей и установления между ними устойчивых отношений. Обратная связь может быть: вербальной (передаваемой в виде речевого сообщения); невербальной, т. е. осуществляемой посредством мимики, позы, интонации голоса и т. д.; выраженной в форме действия, ориентированного на проявление, показ другому человеку понимания, одобрения к совместной активности. Обратная связь может быть непосредственной и отсроченной во времени, она может быть ярко эмоционально окрашена и передаваться человеком другому как некое переживание, а может быть с минимальным переживанием эмоций и ответных поведенческих реакций.

Также выделяют прямую и косвенную обратную связь. Прямая обратная связь предполагает правдивые, откровенные ответы на вопросы собеседника. Косвенная обратная связь — это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации. Для этого обычно используются различные риторические вопросы, насмешки, иронические замечания, неожиданные для партнера эмоциональные реакции. В данном случае коммуникатор должен сам догадываться, что именно хотел сказать ему партнер по общению, какова же на самом деле его реакция и его отношение к коммуникатору.

Р. Бэндлер и Дж. Гриндер выделяют два основных типа коммуникативного воздействия: авторитарную и диалогическую коммуникацию, которые различаются характером психологической установки, возникающей у коммуникатора по отношению к реципиенту.

В случае авторитарного воздействия реализуется установка «сверху вниз», в случае диалогического — установка т равноправие. Установка «сверху вниз» предполагает не толь ко подчиненное положение реципиента, но и восприятие его коммуникатором как пассивного объекта воздействия: коммуникатор вещает, слушатель внимает и некритически впитывает информацию. Предполагается, что у реципиента нет устойчивого мнения по определенному вопросу, а если и есть, он может изменить его в нужном коммуникатору направлении. В случае равноправной установки слушатель воспринимается как активный участник коммуникативного процесса, имеющий право отстаивать или формировать в процессе общения собственное мнение.

Соответственно различаются и позиции реципиентов в коммуникативных актах авторитарного и диалогического типа. В первом слушатель выступает в качестве пассивного созерцателя, во втором — вынужден заниматься активным внутренним поиском собственной позиции по обсуждаемому вопросу.

Наблюдаются различия и в организации коммуникативного пространства:

1) при авторитарной — все участники видят только лектора;

2) при диалогической — видят и общаются и с коммуникатором, и друг с другом.

В случае коммуникации между людьми проявляются ряд специфических особенностей.

1. Наличие отношений двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. При этом взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости, которая обусловлена тем, что люди не просто «обмениваются» значениями, а стремятся выработать общий смысл (А.Н. Леонтьев). Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена. В результате каждый коммуникативный процесс представляет собой единство деятельности, общения и познания.

2. Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков. Другими словами, обмен информацией в этом случае предполагает воздействие на поведение партнера и изменение состояний участников коммуникативного процесса.

3. Коммуникативное влияние возможно лишь при наличии единой или сходной системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее).

4. Возможность возникновения коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением.

При построении типологии коммуникативных процессов целесообразно использовать понятие «направленность сигналов».

В теории коммуникации по характеру направленности, выделяют:

• аксиальный коммуникативный процесс (от лат. axis — ось), когда сигналы направлены единичным приемникам информации;

• ретиальный коммуникативный процесс (от лат. rete — сеть), когда сигналы направлены множеству возможных адресатов. В этом случае члены группы начинают осознавать свою принадлежность к группе и социально ориентироваться.

Прокладка коммуникаций



Rambler's Top100