Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Неофрейдизм

Неофрейдисты выдвинули ряд положений: о доминирующей роли раннего детства в развитии характера взрослого человека (даже национального характера) и семейного воспитания для выбора групп и лидеров в обществе; сведении социально-психологических и общественных связей к глубинным, бессознательным процессам; выводимости из взаимоотношений родителей и детей модели малых и больших групп и т. п. В отличие от раннего фрейдизма, они рассматривали душевные расстройства как нарушения межличностных отношений.

В рамках неофрейдизма были разработаны различные локальные модели, описывающие поведение людей, тренинговые методы, позволяющие корректировать поведение и взаимодействия личности с социальным окружением. Кроме этого (исходя из ранних исследований 3. Фрейда, посвященных психобиографическому описанию личности политических лидеров) были достигнуты результаты, которые транс формировались в новую отрасль знаний — психоисторию. Ее предметом является моделирование прошлого и будущего на основе анализа жизнедеятельности выдающихся общественных деятелей.

Значительным направлением в развитии социальной психологии являлся когнитивизм, зародившийся в недрах гештальтпсихологии. Исходный принцип когнитивизма — рассмотрение социального поведения с позиции познавательных (когнитивных) процессов индивида. Основная проблема, разрабатываемая когнитивистами — взаимодействие когнитивных структур, возникновение между ними отношений соответствия/ несоответствия.

Особое место в когнитивной социальной психологии занимают, так называемые, теории когнитивного соответствия. Согласно этим теориям, главным мотивирующим фактором поведения индивида признается потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивных структур. К подобным теориям относятся: теория сбалансированных структур (Ф. Хайдера), коммуникативных актов (Т. Ньюко-ма), теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингера) и теория конгруэнтности (Ч. Осгуда и П. Танненбаумана).

Каждая из указанных теорий выделяет определенные аспекты во взаимодействии когнитивных структур, но все вместе они обнаруживают специфику основной объяснительной модели психического в когнитивизме, которая заключается в идее о том, что все поступки и действия индивида совершаются ради построения связной, непротиворечивой картины мира в его сознании. Эта идея может быть уязвима методологически: абстрактное соответствие зачастую никак не связано с реальным миром.

Такое направление, как интеракционализм (от англ. «interection» — взаимодействие), берет свое начало из социологической ориентации. Его основа — теория символического интеракционизма Г. Мида. Интеракционизм сосредоточивается на четырех проблемных областях: социальном контроле, мотивации, межличностных взаимоотношениях и социализации.

Ведущими постулатами этого направления являются следующие положения:

• человеческая природа и социальный порядок — продукты коммуникации;

• направление поведения человека — результат взаимных уступок людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу;

• личность человека формируется в процессе взаимодействия с окружающими людьми;

• культура группы состоит из моделей поведения, которые возникают в коммуникации и постоянно укрепляются, поскольку люди сообща взаимодействуют с условиями жизни.

В рамках интеракционизма разработаны теории ролей (Т. Сарбин), референтных групп

(Т. Хаймен, Р. Мертон), социальной драматургии (Э. Гофман) и другие.

Прокладка коммуникаций



Rambler's Top100