Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Необратимость коммуникации

Иногда и хотелось бы вернуть время, исправить слова или поступки, но, к сожалению, это невозможно. Последующие объяснения с партнером могут что-то исправить, извинения — смягчить обиду, однако созданное впечатление изменить очень сложно.

В ситуации встречи не вступать в коммуникацию невозможно. Стремление прекратить общение — тоже сообщение.

Психологи даже выделяют несколько стратегий ухода от общения. Среди них:

• прямая демонстрация нежелания общаться;

• стратегия наименьшего сопротивления, когда один из партнеров неохотно поддакивает или со всем соглашается;

• дисквалификация коммуникации, когда один из партнеров обесценивает собственное сообщение, противоречит самому себе, изменяет тему разговора;

• приемлемое для собеседника, не обижающее его указание причин, по которым в данный момент общение нежелательно.

В интересах анализа коммуникативного действия часто обращаются к различным моделям коммуникации.

Во время разговора каждый участник попеременно является то говорящим — отдающим информацию, то слушающим — принимающим ее. Человека, передающего информацию называют коммуникатором, а того, кто информацию принимает — реципиентом.

Американский исследователь Г. Лассуэлл, анализируя общение между людьми, создал модель коммуникативного процесса, которая включала пять элементов:

1. Кто? (передает сообщение) — Коммуникатор.

2. Что? (передается) — Сообщение (текст).

3. Как? (осуществляется передача) — Канал.

4.Кому? (направлено сообщение) — Реципиент.

5. С каким эффектом? — Эффективность.

В психологии различают несколько моделей коммуникации:

Линейная модель изображает коммуникацию как действие, в рамках которого коммуникатор кодирует идеи и чувства в определенный вид сообщения и затем, используя какой-нибудь канал (речь, письменное сообщение и т. п.), отправляет его реципиенту. Если сообщение достигло получателя, преодолев разного рода «шумы», или помехи, то коммуникация считается эффективной.

Интерактивная модель, вводя в качестве обязательном элемента обратную связь, наглядно демонстрирует кругообразный характер коммуникационного процесса, когда коммуникатор и реципиент сообщения последовательно меняются местами.

Если первые две модели изображают коммуникацию как ряд дискретных актов, имеющих начало и конец, в которых отправитель по существу детерминирует действия получателя, то транзакционная модель представляет коммуникацию как процесс одновременного отправления и получения сообщений коммуникаторами. В каждый момент мы способны получать и декодировать сообщения другого человека, реагировать на его поведение, и в это же самое время другой человек получает наши сообщения и отвечает на них. На этой модели видно, что трудно выделить дискретный акт коммуникации из событий, которые предшествуют ему и следуют за ним. Таким образом, коммуникация представляет собой процесс, в котором люди формируют отношения, взаимодействуя друг с другом.

Можно выделить три типа позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:

открытую (коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения);

отстраненную (коммуникатор держится нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто);

закрытую (коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее).

Специфика межличностной коммуникации раскрывается в ряде процессов и феноменов: психологической обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, коммуникативном влиянии и существовании различных уровней передачи информации (например, вербального и невербального). Проанализируем эти особенности подробнее.

Основная цель информационного обмена в общении — выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем. Для межличностного общения характерен механизм обратной связи. Содержание данного механизма состоит в том, что в межличностной коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается, и помимо содержательных аспектов информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содержит сведения о том, как реципиент воспринимает и оценивает поведение коммуникатора. О.В. Соловьева выделяет три основные функции обратной связи.

Она выступает обычно:

• регулятором поведения и действий человека;

• регулятором межличностных отношений;

• источником самопознания.

Прокладка коммуникаций



Rambler's Top100