Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Необихевиоризм

Необихевиористы в области социальной психологии сосредоточивали свое внимание на групповых процессах, установках личности, ее статусах, ролях. Особое внимание уделялось вопросам методики исследования. Так, Р. Бейлс тщательно отработал процедуру метода наблюдения; Э. Богардус и Г. Олпорт — различные приемы шкалирования. Э. Мэйо стал од ним из создателей промышленной социальной психологии. Он показал, что в условиях современной промышленности системы научной организации труда Ф. Тейлора (интенсификация движений, улучшение гигиены труда) уже недостаточно. По убеждению Э. Мэйо, главной в повышении эффективности трудовой деятельности человека должна быть забота о взаимоотношениях как между рабочими, так и, в особенности, между рабочими и менеджерами.

В рамках необихевиоризма, вводящего промежуточные переменные (К. Халл) и оперантное обусловливание (Б. Скиннер), были разработаны теории: фрустрации — агрессии, социального обмена и т. д. Кроме того, с позиций этого направления конструировались активные методы поведенческого тренинга, позволяющие осуществлять обучение, терапию, коррекцию поведения. Центральной идеей этого направления выступает идея подкрепления. Основной проблемой бихевиористской ориентации является научение (learning).

Механизмами научения согласно бихевиоризма являются классическое (по И.П. Павлову) и оперантное обусловливание (Б. Скиннер). В методологическом плане для необихевиоризма характерна опора на принципы:

• абсолютизации стандартов научного исследования, свойственных естественным наукам;

• верификации (или фальсификации) и операционализма;

• натурализма, т. е. игнорирования специфики человеческого поведения;

• отказа от учета ценностных (аксиологических) факторов;

• негативизма в отношении теории и абсолютизация эмпирического описания;

• принципиального разрыва связей с философией и т. п.

Подобно бихевиоризму, исходившему из упрощенных представлений о социальной активности человека, психоанализ в его ортодоксальном варианте был ориентирован на индивидуальную психотерапию, в основе которой доминируют бессознательные аспекты (или уровни) психической жизни человека. Согласно 3. Фрейду, личность состоит из трех ин станций: «Оно» (бессознательные влечения, потребности), «Я» (сознание, руководствующееся принципом реальности) и «Сверх-Я» (общественные нормы, законы). Поведение чело века объясняется взаимодействием этих составляющих. Суть психоаналитической теории представлена в учениях о вытеснении, детской сексуальности, толковании сновидений и сублимации.

Непосредственные последователи Фрейда (фрейдисты) и неофрейдисты (предпринявшие попытки модифицировать учение 3. Фрейда, учесть роль социальных факторов в развитии психики), кроме психиатрии и детской психологии, активно разрабатывали и проблемы социальной психологии.

Прокладка коммуникаций



Rambler's Top100