Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Нарушения личности

Нарушения личности рассматривают такие разделы психологической науки, как медицинская психология и патопсихология.

Существуют различные подходы к нарушениям личности, и ученые до сих пор не пришли к единой общепринятой классификации нарушений. Одна из популярных классификаций, используемых в отечественной психологии, выделяет следующие группы патологий:

• нарушения структуры иерархии мотивов;

• формирование патологических потребностей и мотивов;

• нарушение смыслообразования;

• нарушение саморегуляции и опосредствования;

• нарушение критичности и спонтанности поведения;

• нарушение формирования характерологических особенностей личности.

Нарушение структуры иерархии мотивов выражается в нарушениях организации деятельности. Опосредствованность и иерархичность мотивов исчезает и деятельность становится импульсивной. Те цели, которые влекут человека к далеким рубежам, вытесняются близко находящимися целями. Например, алкоголизм нарушает временную ориентировку личности, и ситуативное влечение становится основным, не дающим возможность ориентироваться на последствия поступков и корректировать свои действия по плану на будущее. Такая импульсивность в поведении разрушает основу личности, которая выступает как признак первого рождения личности, считает А.Н. Леонтьев.

Формирование патологических потребностей и мотивов возникает под воздействием стрессоров, в условиях нарушений взаимодействий с окружающими, при разрушении привычных стереотипов деятельности. Самосознание человека нарушается в ходе разрушения рефлексии, что способно повлиять на нарушение образа собственной личности. Возникают различные расстройства, такие как дисморфофобия, выражающаяся в непринятии своего внешнего образа, боязни старости, уродства. Деперсонализация проявляется в потере переживания собственной личности. Расстройство типа нервной анорексии также связано с нарушением самосознания. Эти нарушения выражаются как патологические потребности, влечения, не способствующие гармоничному развитию. Так, дисморфофобия выражена в исключительных желаниях стать моложе, выше, худее. Нервная анорексия включает желание похудеть и непринятие себя с искажением своего образа себя.

Нарушение смыслообразующей способности связано с конфликтами, искажениями в социальных взаимодействиях, неправильным воспитанием. Снижение энергоресурса побуждений приводит к нарушениям деятельности, которая выполняет функцию развития личности. Смыслообразующая функция мотива разрушается, мотив становится не действующим. Человек осознает необходимость выполнения деятельности, действия, но при этом не способен оценивать как необходимое и нужное для его развития и адаптации. Например, нарушение выражается в том, что человек, зная о необходимости строить позитивные контакты, все же разрушает связи с другими людьми, осознавая, что делает совсем не то, что считает должным. То, что давало человеку смысл и эмоциональные переживания перестает его волновать и оказывается как бы посторонним. Нечто подобное описывал А. Камю в романе «Посторонний».

Нарушение саморегуляции и опосредствования возникает в психотравмирующих, негативных условиях развития. Вопрос о компенсаторных и защитных механизмах ставится в связи с возможностями опосредствования поведения, управления поведением для достижения оптимальных форм взаимодействия. Фиксированность на травмирующих переживаниях, эмоциях, связанных с травматичным воздействием ведет человека к снижению саморегуляции и самоопределению своего поведения. Это выражается в разрушении целей, ориентировки в будущей жизни, в нарушении деятельности. Человек подвергается влиянию со стороны ситуативных факторов и не строит поведение устойчиво с позиции тех целей, которые считает важными.

Прокладка коммуникаций



Rambler's Top100