Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Механизм формирования межличностной привлекательности

Механизм формирования межличностной привлекательности (лежащий в основе дружеских отношений) имеет специфику в зависимости от возраста и условий, в которых возникают отношения взаимной привязанности. Так, регуляция привлекательности у школьников опирается на условия взаимодействия, студенты, вступая в контакт, осуществляют такой выбор (или отвержение), учитывая личностные качества в настоящий момент. Сработанность — это согласованность в работе между ее участниками. Согласованность в данном случае понимается как единомыслие, общность точек зрения, единодушие и дружеские отношения. При этом взаимная удовлетворенность взаимодействием партнеров опосредована деятельностью.

Н.Н. Обозов указывает на признаки различия совместимости и срабатываемости:

• характер условий взаимодействия (связанных с удовлетворением партнерами потребности в общении или с решением производственных задач);

• относительная значимость параметров успешности совместной деятельности и субъективной удовлетворенности партнеров;

• степень эмоционально-энергетических затрат лиц, решающих общие задачи (затраты фиксируются на физиологическом уровне).

Если совместимость характеризуется максимальной субъективной удовлетворенностью партнеров друг другом при значительных (выше среднего) эмоционально-энергетических затратах (субъективная удовлетворенность — главный компонент совместимости), то срабатываемость определяется в первую очередь эффективностью деятельности, подчеркивает Н.Н. Обозов.

В таблице приведены данные по экспериментальному исследованию соотношения поведенческого, аффективного и когнитивного компонентов взаимодействия в парах с различным типом межличностных отношений. Ранги (места) характеризуют обобщенные значения тех или иных показателей. Например, супружеские пары показали максимальную удовлетворенность взаимодействием (при решении совместных задач), большие эмоционально-энергетические затраты и значительную идентификацию (1-е место среди всех типов пар). В этих парах совместная работа наименее успешна (5-е место). Наиболее успешно справлялись с работой и лучше всех понимали друг друга партнеры в индифферентных парах. Взаимоотношения в таких парах протекают с минимальными эмоционально-энергетическими затратами. Самые низкие показатели по удовлетворенности, взаимопониманию и идентификации характерны для пар, в которых партнеры испытывали взаимную антипатию (5-е место среди всех типов пар).

Совместная деятельность сопровождается разнообразными переживаниями, которые не остаются незамеченными другими людьми. Это обусловлено тем, что взаимные переживания (взаимопонимание, сопереживание, сочувствие, соучастие) значимы для человека. На базе этой составляющей возможно формирование эмпатии как способности человека к сопереживанию.

Форма эмпатии, по мнению Н.Н. Обозова, зависит от типа и характера межличностных отношений. Если когнитивная и эмоциональная эмпатия возможна при любых типах отношений, то поведенческая, действенная эмпатия характерна для близких отношений.

Эмпатия — социально одобряемое качество личности, но она может иметь индивидуальный, избирательный характер, когда отклик возникает на переживание не любого человека, а только значимого.

Высшая форма эмпатии выражается в полной межличностной идентификации. При этом наблюдается идентифиэмпатии. Она характеризует и психологическую, и нравственную сущность человека.

В процессе совместной деятельности между партнерами возникают функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отношения, оказывающие существенное влияние на совместимость участников.

Функционально-ролевые отношения значимы при изучении делового общения и совместной деятельности.

Эмоционально-оценочные отношения в качестве основной функции используют коррекцию поведения партнера в соответствии с принятыми нормами общения и совместной деятельности. На первый план в этом случае выступают предпочтения эмоционального содержания (симпатии, антипатии, дружеские привязанности и т. п.). Подобные отношения являются регуляторами возможных конфликтных ситуаций при распределении неформальных ролей в группе.

В основе личностно-смысловых отношений лежат взаимоотношения, при которых мотив одного участника приобретает для других личностный смысл, «значение - для меня». При этом участники совместной деятельности начинают переживать интересы и ценности этого работника, как свои собственные.

Прокладка коммуникаций



Rambler's Top100