Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Коммуникативная компетентность

В анализе условий и приемов эффективной коммуникации важную роль играет понятие «коммуникативной компетентности». Прежде, чем определить это понятие, обратимся к понятию «компетентность» вообще.

Компетентность в социальной психологии понимается как определенный, достаточно высокий уровень владения человеком той или иной деятельностью или системой знаний (М.В. Булыгина, Н.В. Кузьмина, Л.А. Петровская и др.); как интегральное свойство индивидуальности, обеспечивающее успешность деятельности в меняющихся условиях (СИ. Змеев); как совокупность личностных качеств, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (Д.И. Иванова, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова и др.).

А.А. Бодалев выделяют следующие функции компетентности:

Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления, позволяющий получить и передать информацию, необходимую для осуществления какого-то действия, принятого решения, коммуникативного намерения.

Интегративная функция используется как средство объединения деловых партнеров, специалистов и исполнителей для совместного коммуникативного процесса: решения задачи, генерирования идей, выработки совместного договора и пр.

Функция самовыражения позволяет самовыразиться и самоутвердиться, продемонстрировать интеллектуальный личностный и психологический потенциал.

Трансляционная функция служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений и пр.

Функция социального контроля — для регламентации поведения и деятельности, а в некоторых случаях (например, когда речь идет о коммерческой тайне) и речевых акций участников делового взаимодействия.

Функция социализации — развитие навыков культуры общения и этикета.

Экспрессивная функция — с помощью этой функции партнеры стремятся выразить и понять эмоциональные переживания друг друга, чаще выражающиеся через невербальные средства.

Социально-психологическая компетентность складывается из перцептивной, интерактивной коммуникативной компетентности.

Перцептивная компетентность — это, прежде всего, эм-патические свойства личности, глубина проникновения в ситуацию, идентификация, а также степень соответствия сформировавшихся стереотипов научным картинам мира.

Компетентность в области интеракций сводится к знаниям об эффективных способах взаимодействия, поведения, о природе социальных влияний.

Коммуникативная компетентность трактуется различными авторами с несколько разных точек зрения. Так, по мнению Ю.Н. Емельянова, Е.С. Кузьмина, коммуникативная компетентность определяется как конгломерат знаний, языковых и неязыковых умений и навыков общения, приобретаемых человеком в ходе естественной социализации, обучения и воспитания. Здесь ставится акцент на стихийном развитии коммуникативной компетентности и зависимости от социальной среды. Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников рассматривают коммуникативную компетентность как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия, которая включает в себя адекватность установок, понимание субъектом своей предметной и межличностной позиции, знание закономерностей различных форм общения и правил поведения в разнообразных ситуациях, умение сформировать тактический план и реализовать его на основе имеющихся социальных навыков.

В.А. Кан-Калик и А.А. Леонтьев отождествляют коммуникативную компетентность со способностью к эффективному общению; совокупностью знаний и умений, личностным качеством и поведением, проявляющимся в отношениях с людьми.

Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения.

Прокладка коммуникаций



Rambler's Top100