Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Кодирование

После этапа восприятия человеком той или иной информации, возникает проблема распознавания ее смысла. Можно выделить четыре фактора, от которых зависит выявление смысла полученной информации.

1. Способы интеграции. Существуют две модели интеграции информации: аддитивная и усредненная. Суть аддитивной модели состоит в том, что каждая новая единица полученной информации прибавляется к предыдущей. При этом уничтожаются нейтральные оценки любой информации, остается либо негативная, либо позитивная оценка. Иначе осуществляется способ интеграции информации при усредненной модели. То есть получение нейтральной информации влечет за собой усиление либо негативной оценки, либо позитивной. В повседневной жизни встречаются обе модели интеграции информации: человеку приходится постоянно оценивать то или иное явление, ситуацию или личность, при этом им приходится отбирать негативную или позитивную информацию.

2. Последовательность предъявления. Данный фактор связывают с проявлениями «эффекта первичности» или «эффекта новизны». Его смысл заключается в том, что процесс кодирования информации зависит от того, в какой последовательности она предоставлялась. Например, при предоставлении новой информации об уже известном явлении, более сильный вес имеет новая информация, а при восприятии малоизвестного явления — ранее предъявленная информация. В психологии социального познания изучается процесс кодирования информации, полученной в различных социальных ситуациях, в зависимости от той последовательности, в которой она была представлена.

3. Относительная важность. Для характеристики и интерпретации этого качества Г.М. Андреевой был введен специальный термин «индивидуация информации». Его расшифровка в рамках психологии социального познания сводится к выявлению значимости информации для индивида при сопоставлении им «своей» и «чужой» группы.

В экспериментальных исследованиях этого процесса выделены два возможных искажения смысла информации, когда оценивают:

• группу по ее одному индивидуальному представителю;

• представителя какой-либо группы, игнорируя оценку самой группы.

На основании многих исследований выявлено, что в случае конфликта между стереотипной и «индивидной» информацией, люди чаще ориентируются и при оценке группы, и при оценке отдельных членов группы на индивидуально значимую информацию. Однако, как указывает Г.М. Андреева, это тоже не что иное, как включение в процесс кодирования информации дополнительного субъективного компонента, ведущего к своеобразному «сдвигу» в объективности оценок.

4. Акценты. При изучении межличностного восприятия особое внимание уделяется расстановке акцентов в принятой социальной информации. Акцент, проявляющийся при возникновении иллюзорных корреляций наиболее известен и популярен в широких кругах населения. «Иллюзорными корреляциями» обозначают такую особенность познания, когда воспринятая сильная связь между какими-то чертами человека оказывается не такой сильной или ложной. Наиболее часто между собой связывают черты личности и ее социальную роль в обществе.

Поэтому учителей считают педантичными, следователей — подозрительными, руководителей — властными и пр.

Прокладка коммуникаций



Rambler's Top100