Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Институты социализации

Воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, которые передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.

В период раннего детства такими институтами являются семья и дошкольные учреждения. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. В семье поведение родителей определяет отношение будущего человека к окружающему миру. Такое поведение можно охарактеризовать двумя парами признаков: неприятие — расположение и терпимость — сдерживание.

Родители, которые позитивно настроены относительно детей, считают, что их дети обладают многими положительными качествами, радуются общению с ними, принимают их такими, какие они есть.

Родители, у которых доминирует контроль, декларируют детям множество запретов, держат их под пристальным надзором, строго определяя нормы поведения. Но такие родители не обязательно часто или строго наказывают детей. От младших школьников они требуют сдержанного поведения, хорошей учебы, умения вести себя должным образом за столом, соблюдения чистоты и порядка. О подростках такие родители желают знать, как они проводят досуг, интересуются их друзьями, хотят иметь представление и сексуальном поведении своих детей, требуют хорошей учебы в школе. У таких родителей часто могут проявляться противоречия в системе требований и запретов.

Снисходительные родители в отличие от требовательных обычно делают мало замечаний несдержанному ребенку, не запрещают шумные игры, их мало заботит опрятность и послушание, ему они предоставляют неограниченную свободу.

В свою очередь, роль семьи, как института социализации, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм.

В зарубежных исследованиях широко изучались три типа дисциплинарных воздействий на детей: использование власти (принуждение); объяснение; лишение родительской любви. Тактика использования власти предполагает насилие, приказ, физическое наказание, контроль со стороны родителей над желаниями ребенка. Индуктивная техника (объяснение) включает рассуждение, похвалу, объяснения ребенку последствий его действий. Лишение любви предполагает неприятие, игнорирование ребенка, выражение разочарования его поведением.

Исследования развития детей в зависимости от доминирующего типа воздействия показывают, что дети, у которых родители относились к ним нежно, с теплотой и пониманием, контролировали, требовали осознанного поведения, вырастали с высокой степенью активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке.

Дети, которые были не уверены в себе, не проявляли любознательности и не умели сдерживать себя, имели родителей, больше полагавшихся на наказание, относившихся к детям с меньшей теплотой, с меньшим сочувствием и пониманием. У таких детей родители были нетребовательны, неорганизованы, имели плохо налаженный быт.

Родители, как правило, служат для детей образцами и учителями в области человеческих взаимоотношений. Самосознание детей формируется не только путем прямого научения и подражания, но и путем соотнесения своего опыта с образом жизни своих родителей. При этом усваиваются принятые родителями нормы и ценностные ориентации.

На следующем этапе основным институтом выступает средняя школа, обеспечивающая ребенку образование, формируя первичные гражданские представления, подготавливая его к жизни в обществе и в более широком смысле. К сожалению, в современной школе преобладает дидактическая доминанта, корни которой заложены в индивидуальном и коллективном профессиональном сознании учительства. Учителя часто забывают, что школа не сводится лишь к передаче сведений об основах наук, а должна готовить к жизни. Школьное развитие человека как личности и субъекта деятельности предполагает развитие интеллекта, эмоциональной сферы, уверенности в себе, позитивного отношения к миру, мотивации самосовершенствования и т. д. Кроме того, школа интенсифицирует общение со сверстниками, что выступает важнейшим институтом социализации, независимым от контроля взрослых, развивая самостоятельность, автономность, устойчивость к стресссорам.

На трудовой стадии ведущим институтом социализации выступает трудовой коллектив, деятельность которого не может быть сведена только к функции передачи социального опыта.

Прокладка коммуникаций



Rambler's Top100