Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Гуманистическое общение

Гуманистическое общение — это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению.

Оно возможно лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений.

1. Наличие психологического настроя на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние (следование принципу «здесь и теперь»).

2. Использование безоценочного восприятия личности партнера, априорная установка на доверие к его намерениям.

3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственные мнения и решения.

4. Содержание общения должно включать проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения).

5. Следует персонифицировать общение, т. е. вести разговор от своего имени (без ссылки на мнения авторитетов), представлять свои истинные чувства и желания.

Гуманистическое общение позволяет достичь большего взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста. Переход к гуманистическому общению предполагает более внимательное отношение к собеседнику и его вопросам. Даже если это не интересно, необходимо деликатно относиться ко всем вопросам и высказываниям.

Э. Шостром предложил ряд советов учителям, стремящихся уйти от монологической формы общения с детьми. Например, уважительно и бережно относиться ко всем вопросам и содержательным высказываниям учеников, так как именно в них проявляется интерес ребенка, и только через эти интересы можно привлечь его к активному сотрудничеству.

Адекватное реагирование на подобные вопросы учеников предполагает:

• терпеливое и полное выслушивание вопроса;

• более широкое освещение вопроса, что позволяет рассмотреть проблему еще с одной стороны. Ответ не должен быть поспешным, это обижает и задевает того, для кого он является важным;

• учет того, что ученики не всегда задают вопрос, чтобы получить на него точный ответ.

Чаще им важно показать свое умение думать, свои знания. Ребенок может задать вопрос, на который он вчера получил ответ от родителя, а теперь хочет похвастаться своими знаниями. Вопрос может быть задан в надежде на какой-то длительный разговор, мало относящийся к вопросу.

В зависимости от степени личностной вовлеченности в преобразование отношений можно условно выделить три уровня общения: социально-ролевой (или кратковременное социально-ситуационное общение), деловой и интимно-личностный.

На социально-ролевом уровне контакты ограничиваются ситуативной необходимостью: на улице, в транспорте, в магазине, на приеме в официальном учреждении. Основной принцип взаимоотношений — знание и реализация норм и требований социальной среды участниками взаимодействия.

На деловом уровне людей объединяют интересы дела и совместная деятельность, направленная на достижение общих целей. Основной принцип деловых взаимоотношений — рациональность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Интимно-личностный уровень характеризуется особой психологической близостью, сопереживанием, проникновением во внутренний мир других людей, прежде всего близких. Основной принцип такого общения — эмпатия.

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого феномена. Указанная сложность феномена общения требует выделения отдельных его составляющих, описания структуры. Существует несколько подходов к структурированию общения. Одним из часто употребляемых является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения заключается в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона общения проявляется в организации взаимодействия между участниками общения, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения представляет собой процесс восприятия партнерами по общению друг друга и установление на этой основе взаимопонимания между ними. Отдельный круг задач связан с решением вопросов о средствах и механизмах воздействия людей друг на друга в условиях их совместных действий. К таким механизмам в социальной психологии традиционно относят: психическое заражение, внушение и подражание.

Прокладка коммуникаций



Rambler's Top100