Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Эмоциональные переживания

Не менее сложными для психологического анализа, чем анализ установок, являются переживания человека. Различные эмоциональные состояния, затрудняющие общение, связаны с личностными особенностями. Переживания, возникающие у людей, весьма разнообразны и могут проявляться в следующих высказываниях: «Я чувствую себя очень напряженно», «Мне кажется, что я в компании лишний», «Я стесняюсь». Опытный психолог для анализа и уточнения этих переживаний задает ряд вопросов типа: «А почему вы напрягаетесь? Чего вы боитесь?», «Что именно вы чувствуете, когда окружающие обращают на вас внимание или начинают внимательно прислушиваться к вашему мнению?» Такие вопросы позволяют понять причины того или иного поведения. Область переживаний и чувств, испытываемых людьми во время общения, велика, но, обобщив возможные варианты, можно свести все разнообразие к следующему набору: ощущение себя хуже других, переживание своей ущербности по сравнению с окружающими, страх оценки или неуспеха, чрезмерные требования клиента к себе и к окружающим, завышенный уровень притязаний и т. п.

Поведенческие реакции

Важным источником информации о поведении человека является оценка его значимыми другими, на мнение которых о себе человек обычно ссылается сам. Так же эту информацию можно получить в разговоре с конкретным человеком. Стараясь объяснить себе и психологу свое поведение в конкретных ситуациях, он сам анализирует свои трудности в сфере общения; причем почти в каждом таком примере можно обнаружить ригидность, странность, противоречивость во взаимодействии с другими людьми.

Обобщив эти трудности, их можно представить на примерах схем межличностного конфликта, предложенных К. Хорни.

1. Чрезмерная направленность на других — гиперактивность в приобретении контактов, которое чаще всего воспринимается окружающими как нескромность или навязчивость, чрезмерная демонстративность (много суетится, говорит, звонит).

2. Чрезмерная направленность против других — подозрительность, критичность, агрессивность, стремление обвинить, найти правду, навести порядок.

3. Чрезмерная пассивность, часто приобретающая форму аутизации, когда человек боится сделать что-то, чтобы не быть осужденным, постоянно анализирует себя и собственные поступки, не стремится устанавливать и поддерживать с другими людьми какие-либо контакты.

При анализе поступков необходимо помнить о том, что в их основе лежат конкретные взгляды, какие-то страхи и тревоги, а само поведение является вторичным. Поэтому анализ взглядов и переживаний полезно дополнить устным опросом, задав собеседнику, например, следующие вопросы: «Как вы считаете, а как правильно вести себя в тех ситуациях, которые мы с вами обсуждали?» или «Что вам теперь следует изменить в поведении?» В случае необходимости можно разыграть с собеседником «сцену из жизни». Результат этого разговора — лишь ориентир, модель того, как следует вести себя в подобных ситуациях. В тех случаях, когда человек предвидит возможные трудности в общении и успешно их преодолевает, говорят о его коммуникативной компетентности.

Прокладка коммуникаций



Rambler's Top100