Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Эффект ореола

Природа эффекта ореола объясняется формированием специфической установки, отношения к партнеру по общению. Эта установка определяет направленное приписывание ему определенных качеств. Эффект ореола заключается в том, что любая информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты партнера по взаимодействию. При формировании первого впечатления ореол может выступать как в форме положительной, так и отрицательной установки. Поэтому говорят о «положительном» или об «отрицательном» ореоле. Даже, когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то одному, но важному для него параметру — уму, росту, материальному положению или какому-либо другому, он оценивается им значительно выше и по остальным параметрам. Говоря другими словами, происходит его общая личностная переоценка. Поэтому, если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться.

Большинство людей отмечают и преувеличивают в основном лишь положительные моменты, а отрицательные как бы недооценивают или не замечают. Причем, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем скорее возникнет ореол у партнера. В экстремальной ситуации происходит как бы снижение планки доверия, и люди часто готовы полностью согласиться с теми, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке. Этим часто пользуются различного рода мошенники, которые, видя озабоченность незнакомого человека, обещают разрешить все его проблемы. И за такое обещание тот хватается как за спасительную соломинку, становясь в дальнейшем жертвой обмана.

Когда кто-то ожидает неприятного столкновения, ореол может носить отрицательный характер. Уильям Икес и его коллеги продемонстрировали это в эксперименте с парами студентов. До предстоявшей встречи экспериментаторы давали каждому члену пары ложное предостережение о том, что его партнером будет «один из самых недружелюбных людей, с которыми мне в последнее время приходилось разговаривать». Затем обоих испытуемых оставляли с глазу на глаз в отдельном помещении. В других парах одному испытуемому сообщали, что его партнер исключительно дружелюбен. Обе группы с одобрением отнеслись к идее нового знакомства.

На деле же те, кто ожидали увидеть недружелюбного собеседника, изо всех сил старались быть дружественными, и их улыбки, а также другие проявления доброжелательности вызывали ответное теплое отношение. Но, в отличие от студентов, настроенных на позитивный контакт, те, кто были настроены на недружественное взаимодействие, отнесли эту взаимную дружественность за счет своего собственного «деланного» отношения к партнеру. Позже они выразили большое недоверие и неприязнь к нему. Негативное предубеждение побуждало этих студентов «видеть» враждебность, скрывавшуюся за «неестественной улыбкой».

Таким образом, можно сказать, что эффект ореола — это тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, переносить впечатление об одном качестве человека на все его другие качества.

Близким к эффекту ореола является эффект проекции, когда приятному для нас собеседнику люди склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному — свои недостатки, т. е. наиболее четко выявлять у других именно те черты, которые ярко представлены у нас. Совершенно справедливо утверждение «Мы верим тому, чему хотим верить». Эффект проекции побуждает нас находить в других, как в зеркале, наши собственные свойства, состояния, черты, которые ярко представлены у нас самих. Такая проекция получила название атрибутивная.

Другим видом проекции является защитная, которая заключается в том, что импульсы и чувства, неприемлемые, неприятные данному человеку, приписываются им другим людям. Поэтому неграмотный человек очень внимателен к ошибкам других, трус радуется сомнениям и неудачам смелых, а излишне озабоченный какими-либо проблемами находит эти же проблемы и у окружающих.

Иногда слишком активное общение: предложение что-то сделать или отстоять свое мнение в споре приводит к обратному: чем больше усилий — тем больше обратный результат. Особенно это наглядно видно в политике: некоторые лидеры партий всеми доступными способами доказывают, что их курс самый лучший, а народ голосует за их противника. Этот феномен получил название эффект бумеранга.

Прокладка коммуникаций



Rambler's Top100