Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Эффект новизны

Феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как по отношению к незнакомой персоне наиболее значима впервые появившаяся информация, создающая первое впечатление о человеке. Если эта информация носит оценочный, пристрастный характер, то может возникнуть эффект ореола.

На восприятие других людей большое влияние оказывает процесс стереотипизации. Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Наиболее известны этнические стереотипы, когда образы типичных представителей определенных наций, наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, характерны для нашей культуры).

Именно на стереотипности восприятия людей построена наука физиогномика (от греч. physis — «природа», gnomon — «знающий») — учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу людей. Физиогномисты старались «научно» по внешним признакам устанавливать психологические особенности этого типа.

Все свои мнения, стереотипы, оценки и убеждения мы приобретаем в ходе общения с другими людьми, через контакты в семье, социальной группе, школе, институте и т. д. Стереотипизация может складываться как результат обобщения нашего личного опыта, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов и т. д. Таким образом, формирующиеся в результате этих контактов стереотипы, как и установки — это тоже в основном продукт влияний, которым мы подвергаемся с самого раннего детства, нашего личного опыта и взаимодействий с другими людьми.

Многие стереотипы передаются и развиваются в соответствии с образами, заложенными в наше сознание еще родителями. Свою окончательную форму они, однако, приобретают между 12 и 30 годами жизни. Образовавшись в подростковом возрасте, установки и стереотипы между 20 и 30 годами «кристаллизируются». После этого данные образования меняются с большим трудом.

Можно выделить центральные стереотипы, которые создают ядерную часть системы образов, используемых нами при «расшифровке» социальных явлений, и периферическую часть, основанную на мнениях и убеждениях, играющих меньшую роль в нашей социальной адаптации. Поскольку значимость периферии для нас меньше, то эти образы меняются легче, чем центр. Поэтому нам, например, легче поверить рекламе и сменить марку зубной пасты, чем свои политические убеждения или установки, заложенные воспитанием. При этом стереотипизированные знания могут быть не только сомнительными, но и вовсе ошибочными, на ряду с правильными заключениями, могут оказаться глубоко неверными, формируя ошибочные знания людей и серьезно деформируя процесс межличностного взаимодействия.

Для человека стереотипы выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сферу социального применения.

Прокладка коммуникаций



Rambler's Top100