Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Э. Фромм

Э. Фромм считал, что человек может адаптироваться и к "нежелательным, отрицательным для себя социальным явлениям, например, к рабству, фашизму, диктатуре. Но эта адаптация проходит в ущерб человеку — за счет деформации интеллектуальных и моральных качеств личности, развития у нее ментальных и эмоциональных нарушений, которые в конце концов приведут к изменению среды, так как свою природу человек изменить не в состоянии. Э. Фромм рассматривал дезадаптацию как позитивный процесс, как источник развития личности. Деструктивным процесс дезадаптации личности становится тогда, когда развитие ее внутрипсихи-ческих процессов и поведения приводит не к разрешению проблемных ситуаций в ее жизни и деятельности, а к усугублению, усилению трудностей личности и тех неприятных переживаний, которые они вызывают.

Кроме адаптации, к механизмам социализации относятся:

идентификация — это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим; подражание — является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т. д.);

внушение — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

социальная фасилитация — стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которой их деятельность протекает свободнее и интенсивнее («фасилитация» означает «облегчение»).

Н. Смелзер рассматривает несколько иной набор механизмов социализации:

• имитация — осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения;

• идентификация — усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных;

• стыд — переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;

• чувство вины — переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей.

Первые два механизма являются позитивными; стыд и вина — негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение.

По мнению Э. Фромма к механизмам и способам социализации можно отнести также мазохизм, садизм, деструкцию и конформизм. Однако не все они способствуют адекватной социализации личности. Тем не менее, внутренняя психологическая адаптация личности может оказаться тождественной процессу ее социализации.

Можно также говорить и о социализации группы. На ее изменения влияет характер культуры и общественных отношений, в рамках которых она существует. Механизм этого воздействия раскрывается через внесение каждым новым членом группы ценностей общества, которые применяются им к оцениванию ситуации в группе, своего положения в ней и т. п. Если в окружающей среде нормативом является направленность на достижение продуктивности, оценивание ситуации в группе будет включать этот критерий. А если в обществе популярна идея межличностной гармонии, в группе среди критериев оценивания можно также ожидать следования этой норме. Особенности социализации группы, таким образом, соотносятся с определенными изменениями в обществе.

Иногда понятие «социализация» используется и в отношении животных. Но здесь социализация подменяется общением. Например, отсутствие возможности контактировать с другими обезьянами в раннем возрасте обусловливала у них нарушения в поведении и неспособность к контакту во взрослом возрасте. Поэтому социализацию в качестве условия и хода развития иногда рассматривают как принадлежащую и человеку, и животным. Социализация человека специфична тем, что ребенок осваивает не способы взаимодействия, а социальный, исторический опыт, накопленный в знаковой форме и передающийся ему в ходе обучения.

Прокладка коммуникаций



Rambler's Top100