Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Дошкольный возраст

Стадия предсотрудничества со сверстниками. Ребенок растет и развивается, у него появляются новые возможности. Важно чтобы игрушки соответствовали двигательным возможностям ребенка. Кубики, пирамидки, палочки — все предельно простое и удобное для того, чтобы взять, перенести, поставить одно на другое, соединить, приставить и т. д. Но и в этом возрасте взрослый не может прямо задать цель ребенку. Его поведение по-прежнему мотивируется естественными стремлениями. Однако арсенал движений можно усложнить и приступить пока еще не к строительству или созданию, а к соединению, передвижению, расчленению. Таким образом, подчеркивает В.Д. Шадриков, формируется мышление, закладываются основы анализа и синтеза, объекта и пространства. И здесь также нельзя обойтись без совместной деятельности ребенка и взрослого. Просто дав ребенку кубики, пирамидку, палочку и т. д., взрослый только создает предпосылки к деятельности. Предоставленный сам себе ребенок практически не будет продвигаться дальше стадии манипулирования. Только совместная деятельность сможет придать действиям ребенка целесообразность и активизировать процесс его развития. Ребенок сможет многое, если будет это многое делать совместно со взрослым. И нужно немного времени, чтобы он смог это сделать сам. Наедине с игрушками ребенок не играет, поскольку он еще не умеет играть. Этому его надо учить. В игре отражен взрослый мир, воплощены способности тех, кто делал игрушку, отражены определенные социальные роли. Чтобы играть, ребенок должен обладать теми знаниями и умениями, которые предполагает игрушка. Таким образом, и здесь очевидна необходимость совместной деятельности.

В этом возрасте система взаимодействия «ребенок — взрослый» дополняется взаимодействием в системе «ребенок — ребенок», которое имеет свое специфическое влияние на развитие личности ребенка. Эта специфика заключается в том, что взаимодействие со взрослым способно, прежде всего, удовлетворить потребность в оценке, поскольку взрослый как бы репрезентирует эталонную совокупность общественно признанных ценностей. Совместное действие между детьми, пока еще в значительной степени выглядит как механическое слияние действий; соучастие, так как взаимное согласование выражены минимально. Но в начале 3-го года жизни в совместной деятельности дошкольников можно выделить некоторые элементы структуры. Так, дети 2,5 лет могут самостоятельно распределять роли, быть «главными» и «подчиненными», т. е. иметь в игре свой статус. При этом, чем больше замысел игры предполагал объединение индивидуальных усилий, тем больше она способствовала формированию групповых норм. Поэтому первой собственно совместной деятельностью самих детей следует считать сюжетно-ролевую игру, которая произрастает из непосредственного эмоционального общения с матерью. Мать формирует новое поведение ребенка. Она начинает общаться с ребенком, когда тот еще не способен к коммуникации, но именно благодаря этому он, в конце концов, втягивается в этот процесс.

В объединениях дошкольников складываются лишь элементы групповых взаимоотношений, потому что нормативное поведение проявляется лишь в конкретных ситуациях и не распространяется на все сферы взаимодействия в группе.

Прокладка коммуникаций



Rambler's Top100