Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Диалог

Диалог, онтогенетически предшествуя внутренней речи, накладывает отпечаток на ее структуру и функционирование, а тем самым и на сознание в целом. Диалог был распространенной формой философских и научных произведений в античности в Новое время (Г. Галилей, Ксенофонт, Платон и др.). Диалогическая речь, которую также называют разговорной, поддерживается взаимными репликами собеседников. Обычно она не полностью развернута, так как многое или вытекает из того, что было сказано раньше, или заранее известно говорящим, в связи с имеющейся ситуацией. Диалог будет понятен только в том случае, если происходит совместное с собеседником обсуждение общих проблем.

Для диалога как простейшей разговорной речи характерны повторения каких-то слов за собеседником, дополнения, намеки, междометия, грамматическая неполнота фраз и т. д. Особенности диалогической речи, прежде всего, зависят от степени близости и взаимопонимания собеседников. В разговоре одну и ту же мысль можно по-разному высказать своему близкому другу, родителям, учителю.

Диалог — это разговорная речь, для которой характерны:

• персональность адресации, т. е. индивидуальное обращение собеседников друг к другу, учет взаимных интересов и возможностей понимания темы сообщения; пристальное внимание к организации обратной связи с партнерами; адресат разговорной речи всегда присутствует налицо, обладает той же степенью реальности, что и творящий, активно влияет на характер речевого общения; позиция партнера непрерывно рефлексируется, переосмысливается, на нее реагируют, ее предвосхищают и оценивают;

• спонтанность и непринужденность: условия непосредственного общения не позволяют заранее спланировать разговор, собеседники вмешиваются в речь друг друга, уточняя или меняя тему разговора; говорящий может перебивать сам себя, что-то вспоминая, возвращаясь к уже сказанному;

• ситуативность речевого поведения: непосредственный контакт говорящих — это факт, что предметы, о которых идет речь, чаще всего видны или известны собеседникам, что позволяет им использовать, мимику и жесты с целью восполнения неточности выражений, неизбежной в неформальной речи:

• эмоциональность: ситуативность, спонтанность и непринужденность речи в непосредственном общении усиливают ее эмоциональную окраску, выдвигают на первый план эмоционально-индивидуальное восприятие говорящими темы разговора, что достигается с помощью слов, структурной организации предложений, интонаций; стремление быть понятыми побуждает собеседников к частому выражению личных оценок, эмоциональных предпочтений, мнений.

Монолог произносится одним человеком при обращении к другому или многим людям. С монологом мы встречаемся, когда слушаем объяснение преподавателя, ответ студента, диктора, читающего новости и т. д. Монологическая речь сложна по своему строению: она продолжается достаточно долго, не перебивается репликами других и требует предварительной подготовки. Здесь необходимо строго придерживаться последовательности, логики и грамматической правильности высказывания. При подготовке такая речь нередко неоднократно проговаривается, отбираются нужные слова и предложения. Для более успешного выступления часто план устной речи фиксируется письменно.

Письменная речь появилась намного позднее устной. Причиной ее возникновения явилась необходимость общения между людьми разделенными пространством и временем. Благодаря письменной речи люди получили возможность хранить накопленные человечеством знания и передавать их новым поколениям. В отличие от устной речи, для письменной речи характерны синтаксические конструкции и специфичные для нее функциональные стили, а также сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладеть, и отсюда — одна из основных задач обучения в школе — научиться грамотно и стилистически верно выражать свои мысли.

Прокладка коммуникаций



Rambler's Top100