Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Анализ сценариев

Трансактный анализ исследует также и персональную предопределенность человека и вытекающую из нее историю жизни, которые задают условные рамки поведения человека. Анализ сценариев — это метод выявления ранних бессознательных решений о том, как прожить жизнь. Другим важным аспектом этой составляющей является изучение пассивного поведения, под которым понимается не столько бездеятельность, сколько уклонение от принятия решения.

В определенной степени рамки поведения и даже жизнедеятельности заданы, сформированы в детстве. Стереотипы поведения, которые навязываются ребенку в семье, как в «прокрустово ложе» вкладывают ребенка, определяют не только поведение человека, но даже образ его мыслей. Так продолжается до момента их осознания и разрушения стереотипов — игр в пользу открытого общения и развития личности. В результате обучения, навязывания ребенку игр у него появляются как «активные» стереотипы, так и шаблоны «пассивного поведения».

Сценарий предполагает: родительские указания; соответствующее личное развитие; принятие решений в детском возрасте; «включенность» в какой-то особый метод, несущий успех или неудачу; вызывающую доверие-убежденность.

Сценарии обычно базируются на ограниченном количестве тем (соответствующим моделям человеческой жизни), которые отражены в мифах, преданиях, волшебных сказках, притчах, новеллах нравоучительного характера (похищение Европы, Красная шапочка и т. п.). Такая устойчивость тематики частично объясняется аналогичностью проблем, с которыми во все времена сталкивались и сталкиваются дети, и средств, используемых детьми для их разрешения.

Жизненные сценарии в большинстве случаев основываются на родительском программировании, которое легко усваивается ребенком по трем ключевым причинам: оно придает жизни цель (в противном случае ее пришлось бы отыскивать самому); дает ребенку приемлемый (для его родителей) способ структурирования времени; оно указывает ребенку как поступать и как делать те или иные вещи.

В раннем возрасте ребенок может прийти к выводу: «У меня что-то не в порядке. Я — плохой», а наблюдая за поведением своих родителей решить: «У них все в порядке. Они хорошие». Это самостоятельное решение в стремлении ребенка определиться в таких вопросах, как: «Что такое мир, в котором он живет?», «Каков он сам?» Ответы на подобные вопросы определяют положение ребенка в мире, отношение к нему, другими словами его позицию.

Позиция — это интегральная двуаспектная установка, формирующаяся на базе отношений к окружающему миру и самому себе. Она есть следствие однажды принятого решения, ее можно изменить, придя к другому решению, но такая смена позиции, как правило, требует специальных сознательных усилий.

С точки зрения трансактного анализа развитие человека проходит несколько этапов.

Первый этап начинается с момента зачатия (клеточное рождения) и заканчивается биологическим рождением (0-9 месяцев). В этот период на развитие ребенка оказывает влияние отношение матери к факту зачатия, отношение к самой матери со стороны окружающих и т. п. Неприятные чувства, охватывающие младенца при рождении, являются (согласно З. Фрейду) прототипом всех последующих состояний тревоги.

Второй этап начинается в момент биологического рождения (первый вздох) и оканчивается первым поглаживанием ребенка, т. е. касанием его, заботой о нем.

Третий этап в развитии ребенка соответствует психологическому рождению. Поглаживания или частые телесные контакты очень важны на данном этапе для выживания младенца. Хорошо известны факты физической смерти подкидышей в приютах в результате прекращения психической деятельности, когда питомцы зачастую лишены поглаживаний в ранний период своего развития.

За первые два года жизни ребенок настолько осваивается в окружающем его мире, что приходит к состоянию уравновешенности. Такое состояние является следствием принятия решения относительно себя и окружающих, т. е. жизненной позиции.

Согласно трансактному анализу в процессе развития происходит сценарное программирование поведения человека, которое в дальнейшем значимо определяет жизненную позицию человека, его отношение к миру в целом.

Простейшие двухсторонние позиции — это Ты и Я. Они имеют две модальности — позитивную (кратко обозначим — « + ») и негативную (соответственно — «-»). Я« + » означает: «Я хороший, со мной все хорошо». Я «-» означает: «Со мной нехорошо, у меня не все в порядке». Соответственно читаются » и Ты «—» позиции. Сочетание этих единиц дает четыре двухсторонние позиции.

Прокладка коммуникаций



Rambler's Top100