Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Жилой дом

На значительной территории Симбирского Поволжья во второй половине XIX - начале XX вв. бытовали дома из круглого леса, на юге края встречались саманные, глинобитные. Преобладающей жилой крестьянской постройкой на селе у всех народов являлся одноэтажный рубленный «в угол» или «в крюк» дом («русская изба», топившаяся «по-белому»). Хотя еще в XVIII в. преимущественно у нерусских народов Среднего Поволжья по описанию участников академических экспедиций (Г.Ф. Миллера, ПЛ. Палласа, И.Г. Георги, И.И. Лепехина) в качестве основного дома являлась «курная изба», топившаяся «по-черному». Для выхода дыма и угара в задней стене такой избы устраивалось небольшое волоковое окно. Исчезли «курные избы» в конце XIX - начале XX вв. Как считают исследователи Среднего Поволжья (Козлова К.И., Бусыгин Е.П., Мухамедова Р.Г. и др.), формирование жилого дома у чувашей, мордвы (эрзя), татар (мишарей) происходило под влиянием русской культуры. Это заметно в отдельных конструкциях дома, в их названиях, в строительной технике.

В технике сбора сруба у народов Симбирского-Ульяновского Поволжья было немало общих черт. Сруб ставили «на стулья» - дубовые стойки, столбы, реже на глыбы известняка. Пазы сруба прокладывали мхом и паклей, снаружи промазывали глиной. Сруб состоял в среднем из 12-15 бревен-венцов. В верхние бревна сруба врубали матицу («матку»), служащей опорой для потолка. Пол настилали на переводины, укрепленные во 2-3-м венце сруба. Одновременно при сборе сруба оформлялись оконные и дверные проемы, настилался потолок. Окна вырубались в 5-7-м венце, размеры их соответствовали 40-60 см, переплеты рам делались из 2-3-х звеньев. Окна окаймлялись наличниками, ставнями-«закроями». Крышу устраивали на стропилах, преобладающей являлась ее двускатная форма.

Крестьянские дома крылись соломой, дранкой, реже тесом. Бытовали следующие способы покрытия соломой: «в щетку» (крышу покрывали рядами обмолоченных снопов), «в натруску» (разбросанную солому укрепляли сверху попарно связанными жердями, перекинутыми через конек крыши). Дома ставили преимущественно узкой фасадной стороной с 2-3-мя, окошками по отношению к улице (русские, мордва, чуваши). Однако, в некоторых селениях, особенно в преобладающей татарской среде, дома чуваши ставили, как и татары, внутри двора, за высоким забором, боковой (широкой) стеной без окон на улицу, фасадом на южную сторону. Такое расположение имело целью скрыть семейную жизнь от постороннего взгляда; в этом прослеживалось влияние мусульманства. В русских домах устраивали два выхода (входа): один на улицу, в основном с фасадной части дома, другой - на двор усадьбы; у татар, реже чувашей вход в дом устраивался большей частью со стороны двора. Выход на улицу оформлялся в виде парадного крыльца.

При сооружении глинобитных построек для возведения стен делали деревянный дощатый каркас (опалубку), в который закладывали раствор глины, смешанной с соломой. Раствор тщательно утрамбовывали. После заполнения раствором всего пространства и его высыхания каркас поднимали выше и снова производили заливку. В ряде уездов Симбирского Поволжья в крупных торговых селах, у зажиточных крестьян, торговцев встречались большие деревянные, полукаменные и кирпичные дома, в том числе и двухэтажные. На нижнем этаже таких домов размещались кладовая или лавка. Некоторые их них имели площадь в 2-х этажах до 150 кв. м.

В XIX в. на значительной территории Симбирского края жилые постройки русского населения имели 3-х камерное членение (изба - сени - клеть с подклетом), в некоторых селениях бытовало и двухкамерное членение жилища (изба - сени). У татар наиболее распространенным жилищем были двухкамерная (изба - сени) и трехкамерная (изба - сени - изба) постройки; у чувашей - изба - сени - клеть, реже - изба - сени - изба, изба - сени; у мордвы традиционное жилище являлось преимущественно трехраздельным: изба (кудо) - сени - горница; встречалось и двухраздельное: изба (кудо) - сени.

Население и культура:


Rambler's Top100