Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Заговоры

Заговорами, по определению В. Топорова, называются «основные тексты формульного характера, которым приписывается магическая сила, способная вызвать желаемое состояние». Другое определение заговора дал Аникин В.П.: «Заговор есть традиционная ритмически организованная формула, которую человек считал магическим средством достижения различных практических целей. Заговору приписывали безусловную силу принудительного воздействия на людей и природу, прежде всего в силу того, что он особым образом ритмически организован». Иногда весь ритуал лечения сводится к произнесению заговорного текста. Роль словесной формулы и ее интонация при чтении в определенном ритме (создающая определенные вибрации воздуха) имела магическое значение. Заговоры должны были произноситься полушепотом, чтобы не услышал непосвященный человек, иначе заговоры переставали быть собственностью самих знахарей. Заговоры сопровождались различными движениями рук, плевками, брызганьем изо рта водой, для того, чтобы удержать силу слова, чтобы, как говорили знахари, «запечатать замок».

Говоря о магии заговора, В.И. Харитонова пишет: «Магия воспринимается как обрядовые действа, связанные с верой в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и окружающую среду. Обычно речь идет о сумме практических приемов, используемых магами, колдунами, знахарями для достижения конкретной цели» [Харитонова В.И., 2000: 23]. В заговорных действиях должно быть три составляющие: формула (текст заговора), обряд (действия, атрибуты) и исполнитель.

По структуре лечебный заговор содержит вступление - молитву, обращенную к Богу, способствующую достижению соответствующего психического состояния и открывающую заговорный текст. Затем следует зачин, повествующий вхождение субъекта в сакральный мир магических сил. За ним идет эпическая часть - описание действия в центре магического мира. Потом и сам заговор - заклинание (пожелание), когда заклинающий персонаж, принуждает к выполнению своей воли субъекта. За заклинанием следует закрепка (концовка), магически закрепляющая действие всего предыдущего текста. В конце дается молитвенное завершение - зааминивание.

Для примера разберем структуру заговора от болезни сердца. Сначала, как и во всех заговорных текстах лечебной магии, читается вступление - молитва «Отче наш», затем текст заговора:

Престол во царствии Божьем стоит,

в ограде у двора на крутой горе (зачин).

На престоле стоит Матушка - Пресвятая Богородица,

держит над болящей (имя) меч и саблю.

Мечом убивает, саблей иссякает (эпическая часть).

Поставь Господь сердце на свое место,

укрепи крепче (заклинание - пожелание),

и замкни ворота, ключ в воду (закрепка).

Аминь, аминь, аминь» (зааминивание).

[Ильина Е.Г., с. Потьма Карсунского района Ульяновской области, ЛАА]

Приводим еще один текст заговора от сглаза:

Во имя отца, сына и святого духа,

Ныне и присно, и вовеки веков, аминь (вступление, молитва).

С гоголя вода, с гоголихи вода (зачин),

С куста роса, а с раба Божьего (имя) (эпическая часть),

Смети (слезьте) все скорби и болезни (заклинание).

Идите туда, откуда пришли,

К старому хозяину под пятку (закрепка)

Аминь, аминь, аминь (зааминивание)

Заговор читается 12 раз, при этом обводится больное место у больного безымянным пальцем правой руки по часовой стрелке, крестится этим же пальцем то же место (6 раз обвести и 6 раз крестить). Затем дается выпить больному немного заговоренной воды, а остальную воду нужно вылить под пятку порога (вода заговаривается в стакане, или в кружке, или в кувшинчике молитвой «Отче наш»). Эти действия являются обрядовыми [Пахомова Л.И., с. Сухой Карсун Карсунского района Ульяновской области, ЛАА].

Тексты некоторых заговоров труднопонимаемые. Они кажутся нелепыми и даже смешными. Анализируя заговоры, применяемые в Симбирской губернии, В.П. Юрлов писал, что «заговоры замечательны еще тем, что в них особенно рельефно обнаруживается то крайнее невежество, в которых даже предметы религиозных верований смешиваются с полуязыческими понятиями и крайним суеверием, который порой доходит до смешной нелепости» [СГВ, -1867-№ 86].

Население и культура:


Rambler's Top100