Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Вышивка

Вышивка была распространенным прикладным искусством и у татар-мишарей Симбирского края. Ею украшали как отдельные элементы - особенно женской - одежды (грудь, подол, рукава рубахи; концы тастара замужней женщины; лопость накосника, женские нагрудники, фартуки и др.), так и предметы быта - полотенца, подзоры и др. Узоры чаще выполнялись на хлопчатобумажной, шерстяной ткани, по бархату шелковыми, шерстяными, хлопчатобумажными, металлическими нитками. Были характерны два вида вышивки: свободная и счетная. Более распространена была свободная - тамбурная вышивка; ею украшались нагрудники, передники, полотенца, подзоры. Тамбурная вышивка мишарей - полихромна: в ней имели место все основные цвета, но чаще использовались зеленый, голубой, желтый, белый, красный. Из наиболее характерных мотивов тамбурной вышивки «выделялись спиральный завиток, волнистая ветвь, трех-четырех и многолепестковые цветы и листья» (Мухамедова Р.Г., с. 209). К свободной вышивке относилось также золотошвейное шитье (на бархате или шелковой ткани), выполненное в технике прямой глади золотыми, серебряными нитями. Применялась золотошвейная гладь при расшивке нагрудников, кал-фачков, мужских тюбетеек и др. Распространенными мотивами золотого шитья являлись тюльпаны, трилистники (встречались в орнаменте и у казанских татар).

Вышивка мордвы была близка другим финно-угорским народам (марийцам), ею украшалась преимущественно женская одежда (ворот, грудь, подол рубахи; рукава, подол руци; головные уборы - панго и др.). Расцветка мордовской вышивки включает в себя преимущественно четыре цвета: темно-красный и черный с синим оттенком как основные тона, желтый и зеленый - для расцвечивания узора. Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6-7 лет. К 10 годам девочки уже знали несколько видов швов. Владение сложным искусством вышивки считалось по праву одним из больших достоинств девушки. Стремясь не повторяться, мордовки постоянно совершенствовали свое мастерство как в технике исполнения, так и в отборе орнаментальных рисунков, черпая их в окружающей среде. Об этом свидетельствуют названия ряда орнаментов: чуйбря (э.) - змеиная головка, сю-рот (м., э) - рога, ков - (м., э.) - луна, ватракш (м., э.) - лягушка, нумолонь ним (м., э.) - заячье ухо, куз пря (м., э.) - верхушка ели и т.п. (Мокшин, 2002: 49).

 

Вышивка на одежде русских конца XIX - начала ХХвв полнялась крестом, гладью, тамбуром преимущественно ными и черными нитками. Ею украшали рукава и ворот (женских и мужских), концы полотенец, скатертей и др. У житочных крестьян получила распространение вышивка белой гладью, которой занимались преимущественно в монастырях. Гладью расшивали белье для приданного богатым невестам. Наиболее распространенными среди основной массы крестьянства были узоры вышивок, выполненные крестом метрического характера (ромбы, квадраты и др.), а так же изображения животных, птиц, растительный орнамент (маки, тюльпаны, виноградные листья и др.).

Население и культура:


Rambler's Top100