Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Внутрисемейные противоречия

Расширение занятий кустарными промыслами, интенсивное развитие отходничества, участие в промыслах и отходе женщин приводило к обострению внутрисемейных противоречий, которые особенно остро проявлялись в больших неразделенных семьях. В этих семьях в конце XIX в. складываются два вида собственности: коллективная собственность, перешедшая к членам семьи по наследству, и личная собственность, составленная из средств, добытых трудами отдельных ее членов, в частности, взрослых сыновей и их жен. В этих случаях главы семей были вынуждены уже больше считаться с мнением своих сыновей или братьев, а так же и их жен, упрочивших свое материальное положение и в связи с этим получивших большую самостоятельность в функционировании семьи. Меняется положение женщины-снохи в семье, чему благоприятствовали не только растущая самостоятельность их мужей, но и укрепление их собственного материального положения. Муж уже реже начинает пользоваться той полнотой власти над своей женой, какая предоставлялась ему прежде.

Семья (большая или малая) в конце XIX в. преимущественно обслуживала себя сама: почти все необходимое в хозяйстве (предметы утвари, мебель, одежда, обувь и др.) производились руками ее членов. Все трудоспособные члены семьи принимали то или иное участие в общем труде. Старики присматривали за малолетними детьми, а так же выполняли некоторую посильную домашнюю работу (плели лапти, корзины, чинили одежду, обувь и др.). У татар, чувашей, нередко и у русских, мордвы, им, как наиболее авторитетным и уважаемым в семье, предоставлялась самая ответственная работа в хлебопашестве - производить сев, следить за обработкой почвы. Тяжелая физическая работа входила в обязанности здоровых, взрослых мужчин (строительство дома, хозяйственных построек, обработка почвы, уход за лошадьми и др.). Женщины помогали косить, сушить сено, убирать хлеб с полей, молотить, веять и пр. В страдную пору ни одна из женщин не оставалась дома, даже если у нее был грудной ребенок. На плечах женщин лежало и много работы по дому (стирка, приготовление пищи, уборка, уход за огородом, скотом, кроме лошадей и др.) Дети в крестьянских семьях рано привыкали к труду. С 7-8 лет мальчики начинали боронить поле, а девочки приучались прясть, вышивать, выполнять разную домашнюю работу.... «Меня приучили ко всякой работе, - вспоминает И.Я. Яковлев, просветитель чувашского народа, - часто по ночам я пас лошадей с другими мальчиками деревни Кошки, ездил со старшими в город Тетюши летом и осенью, когда туда возились для продажи огурцы, картофель. Бороновал поле, сидя верхом на лошади, жал рожь, косил, водил лошадей на водопой...» Многие крестьянские семьи испытывали нужду. «В детстве я не мог представить себе большего блаженства, - писал в своих воспоминаниях И.Я. Яковлев, - как ломоть горячего черного хлеба с куском крутой, не размельченной соли, которую приходилось лизать, обгрызать, или откусывать, лежа на теплых полатях в избе» (И.Я. Яковлев, 1958, с. 11). Мальчиков приучали и к различным ремеслам (плотничать, столярничать и др.): сыновья наследовали от дедов, отцов те или иные полезные для жизни крестьянина виды занятий.

Молодежь беспрекословно подчинялись воле старших в хозяйственных делах, но в личной жизни была довольно свободна. В первой половине лета до начала сенокоса девушки собирались на окраинах селений и водили хороводы, в которых принимали участие и юноши.

Воспитанию детей в сельской семье у всех национальностей уделяли особое внимание. Издавна считалось, что семья создается для продолжения рода, рождения и воспитания детей, которое базировалось на сложившихся нравственных устоях, укладе традиционного быта, исповедуемой религиозной обрядности, сопровождавшей человека от рождения и до самой смерти, особенностях окружающей природной и социально-этнической среды проживания.

Ребенка с ранних лет учили вежливости, скромности, послушанию и почтительному отношению к взрослым. К родителям (матери, отцу) он обращался со словами «маманя», «маменька», «тятя», «тятенька» (у русских); «ата» (отец), «ана» (мать) - у татар; «покштя» (дед, отец, старший брат), «авай» (мать), «васол баба» (бабушка) - у мордвы; «анне», «атте» (мать, отец) - у чуваш. Взрослые называли малыша по родству сыном (дочерью) такого-то главы семьи (сын Петр Ивана, дочь Аксинья Ивана и т.д.). Почтение, повиновение родителям, отцовскую родительскую волю у всех национальностей ставили чрезвычайно высоко. «И царь хотел, да отец не велел», - гласит мордовская пословица. Непочтительных детей (сыновей) отец мог лишить наследства, выгнать из дома. Однако нельзя делать однозначное заключение, что все отношения между детьми и родителями в крестьянских семьях основывались только на страхе. «Собаку учи дубиной, дите - любовью», - говорится в одной из народных пословиц. В свою очередь, и дети должны, прежде всего, любить своих родителей и повиноваться им не из страха перед физической силой, а из боязни огорчить их. Если материальная опека родителей над детьми продолжалась до определенного возраста, то нравственная - не прекращалась никогда - «отец и в гробу найдет» (мордовская пословица).

Важное место в семейном воспитании занимало привлечение детей с раннего возраста к труду (см. выше). «Одной ногой ребенок в колыбели, другой на пахоте», «Кто может держать ложку, сможет и лопату», - говорили в народе. Доброе имя человек получал по результатам своего труда. В народе поощрялось трудолюбие, деловитость, высмеивалась леность, безделье, пустословие... «Не хвастай тем, что мало спал, а гордись тем, что много сделал» (чувашская пословица). По нравственным достоинствам, поступкам ребенка, его участию в полезном труде односельчане судили и о родителях.

Население и культура:


Rambler's Top100