Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Традиционные кушанья

У местных народов Симбирского-Ульяновского Поволжья традиционные кушанья и набор предписываемых им сакральных функций прослеживаются прежде всего в календарных или сезонных общественных обрядах и праздниках.

Издавна в преддверии новогодних праздников у русских, мордвы, позже - и чувашей, повелось готовить обилие сытной еды с набором ритуальных блюд (каши, хлеба, пироги и т.п.), поскольку богатый стол олицетворял и сулил изобилие урожая, здоровье членам семьи, рождение сильного потомства, благочестивые дела в предстоящем году.

Так, у русских во время Рождества, а у мордвы - накануне этого праздника, позже и во время Рождества встречался ритуал колядования, одним из важнейших моментов которого было одаривание. Для этого русские готовили пироги, лепешки и прочее съестное для раздачи колядникам. В отдельных селах центральных, западных и особенно южных правобережных районов описываемой территории при пении колядок, «тусенок» (название старинного русского обряда, произносимое на местном диалекте как обыкновенная коляда) русские «певцам» дарили свиные ноги. У мордвы было принято выпекать специальные пирожки - калядань прякат (э.) пярякат (м.) с различной начинкой: картошкой, капустой, калиной, фигурки из пресного теста и т.п. В Тереныульском районе (с. Тумкино) мордва готовили орешки - пещеть (э.) - изделия из сдобного пресного теста. Готовое тесто раскатывали длинной колбаской диаметром 1,5 см и нарезали небольшими кусочками, придавая им форму орешков. Затем получаемые кусочки в раскаленной сковороде обжаривали на сале до золотистой корочки в печи на углях. Благополучие семьи представлялось зависимым от обилия розданных даров, как у русских, так и у мордвы, У чувашского народа сходным по структуре и тематике действий является праздник сурхури, известный как «старый Новый год». Именно это понятие наиболее живо ныне среди чувашей. В ночь на сурхури пекли лепешки, жарили колобки, замачивали и жарили горох. Семантика замоченных и жареных продуктов должна была инициировать здоровье домашнего скота. Горох в семьях раздавали детям, пироги - обходчикам домов. Вместе с тем на «старый Новый год» у русских (с. Назайкино) Тереньгуль-ского района было принято выпекать из сдобного пресного теста малинки, по форме и технике приготовления имевшие сходство с орешками мордвы, а название изделия имело аналог с чувашским. В настоящее время традиционно приготовляемые подношения вытесняются кондитерскими изделиями и полуфабрикатами, утрачивая при этом первостепенную значимость, вместе с тем продолжают бытовать на сельском уровне в рудиментарной форме, отражая синкретизм прошлого.

История бытования новогодних праздников среди татар сравнительно короткая и отмечаться они стали гораздо позже, по своему усмотрению, соблюдая религиозные каноны и семейные традиции. Тем не менее, присутствие богато уставленного яствами стола в новогодние дни у татар непременно отмечено.

Неделя, предшествующая Великому посту, именовалась Масленицей и в равной степени праздновалась у русских и других народов. Главной ритуальной пищей Масленицы были блины, которые своей круглой формой напоминали Солнце и как бы символизировали приближение весны, а вместе с тем начало сельскохозяйственных работ. В русских селах чаще «затевали» блины из жидко растворенного пресного или кислого теста, замешиваемого на гречневой, ржаной или пшеничной муке. Выпекали их тонкими и круглыми, во весь объем сковороды. Блины же, не более как с чайное блюдечко, тонкие, легкие и большей частью на молоке и яйцах из одной пшеничной муки, назывались оладьями. Мордовские блины - пачалксетъ (э.) - сравнительно толще русских. Тесто замешивалось более густое на гороховой, ржаной или пшеничной муке, блины получались с припеком, немного хрустящими на вкус. Кроме толстых блинов мордва пекли и тонкие. В старину блины пекли в печи, «сажая» сковороду на раскаленные, пылающие угли. У мордвы такие блины назывались «с пылу, с жару». Чуваши отмечали совпадающий с русской и мордовской Масленицей праздник почитания Солнца - саварни. В обязательном порядке почетное место на столе было отведено выпекаемым блинам, которые чаще готовили из пресного теста на молоке или кислом молоке. Сковороды для выпечки блинов принято было не мыть, а очищать, насыпая соль, их прокаливали и вытирали, затем смазывали растительным маслом и снова подогревали до дымообразования.

Население и культура:


Rambler's Top100