Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Сарафаны

Поверх сарафана в праздничные дни надевали душегреи - «епанечки». Она повторяла форму сарафана с лямочками над грудью и на спине. Душегрейка - тот же сарафан, но только значительно короче его. Шьется она из тех же материй, из которых шьют и сарафаны, то есть из парчи, штофа и т. д. Душегрейка надевалась в большие праздники, к венцу и вообще в торжественные дни, в других случаях место ее заменял фартук. Душегрейки, как праздничный вид одежды у зажиточных крестьян, в различных селах назывались по-разному: в с. Большая Кондарать Карсунского уезда их называли душегрейками, в с. Капышевка

Сызранского уезда - епанчами, а в с. Самайкино Сызранского уезда - телогрейками. Приведем описание телогрейки из села Самайкино: «Короткая, верхняя женская одежда на лямках из серебряной парчи, затканной цветами голубой, серой и коричневой шелковой нитью, на подкладке из бумажной ткани табачного цвета; покрой: передние полы гладкие, обшиты серебряным позументом, застегиваются на груди тремя парами крючков и петель, с боков и сзади ровные сборы, скрепленные внизу, кругом оторочены ярко-красной шелковой лентой, вверху сзади и с боков обшита золотым позументом, лямки из серебряного позумента» (РЭМ, опись коллекции № 831).

Этнографами отмечено бытование в Симбирской губернии еще одного вида женской безрукавной одежды - корсетка, которая надевалась поверх сарафана и рукавов. Носили крестьянки корсетки в Радищевском районе. Корсетки, как указывает ГС. Маслова, - это жилетки со сборами, без рукавов. Носили их украинцы и южные великорусы. Корсетки симбирских женщин напоминали кафтанообразную одежду. Шились они из черного сукна с борами, длинными рукавами и узким воротником шалью, застегивались на одну пуговицу, то есть объединяли признаки кафтана, украинской свитки, жилетки (камзола). Очевидно, в этом типе одежды прослеживаются некоторые заимствования русских от пришлого украинского населения.

Принадлежностью женской одежды был повсеместно передник: во многих селах он назывался «фартук», «запон», в д. Тамбы (Майнского района) - «занавеска». Запон с грудкой носили в Ин-зенском и Вешкаймском районах (в прошлом Карсунский уезд). У запона с грудкой нижняя широкая часть завязывалась на поясе двумя лямками, а к верхним частям «грудки» пришивалась петля на тесемке, которая перекидывалась через голову. Отмеченные фартуки носили женщины старшего поколения. Следует заметить, что их носили и татарские, и чувашские женщины. Были фартуки-запоны, которые подвязывали под мышками или на талии. По длине запон был ниже колен. Их изготовляли из 2 точей холста или ситца, а иногда у богатых - из шелка разнообразных расцветок. Приведем описание фартука из с. Порецкое: «Фартук из шелковой материи зеленого цвета. С трех сторон обшитый черным кружевом. Надевается на сарафан, подвязывается высоко». Передники предохраняли одежду от загрязнения, а кроме того несли декоративную нагрузку - закрывали неукрашенные части костюма, являясь связующим звеном в цветовой композиции комплекса. Примером такого фартука является образец из с. Новоспасское Сызранского уезда: «Фартук женский белый, кисейный, украшен вышивкой красной, зеленой, желтой, голубой и лиловой шерстяной нитью, орнамент растительный; у пояса собран сборками на узкую обшивку, с боков и внизу подола обшит оборочкой из легкой белой полушелковой ткани» (РЭМ, № 831 / 16,1905).

Население и культура:


Rambler's Top100