Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Русская свадьба

Одним из важнейших элементов предсвадебного периода являлось сватовство. У русских сватовство чаще осуществлялось женщинами, иногда сватами - духовными родителями жениха или его ближайшими родственниками (дядей, теткой, женатым братом). Наиболее удачными днями для сватовства считались четверг, суббота. Сваха, иногда в клетчатой шали и с сетью на поясе, «чтобы поймать невесту», или сваты старались пройти в дом невесты вечером, незаметно, никого не встречая и не разговаривая на своем пути. Войдя в избу родителей невесты, они здоровались с хозяевами и садились на лавку под матицу. Это являлось показанием того, что вошедшие пришли сватать их дочь. Ответственным моментом предсвадебного цикла являлся обряд-сговор, связанный с установлением размера кладки с жениха и приданого невесты. Он проводился после положительного исхода смотрин невесты, иногда осмотра хозяйства жениха, который нередко совмещался со смотринами и представлял их заключительный этап. Сговор выполнялся в доме невесты, его участниками являлись члены вступающих в родство семей, которые решали в первую очередь материальные вопросы брака. Родители невесты объявляли состав приданого и запрашивали с жениха кладку.

В приданое невесты входили предметы домашнего обихода, постельные принадлежности, личные вещи невесты, дары для родственников жениха. Значительная часть приданого состояла из вещей собственного изготовления невесты. Кладка состояла из денег, одежды и обуви для невесты, продуктов питания для проведения свадьбы. После удачного сговора проводилось рукобитье: отцы жениха и невесты подавали друг другу руки, обернутые в полы их кафтанов или платки; в некотором случае на мех шубы клали руки с обеих брачующихся сторон (Симбирский уезд), обменивались половинками каравая (Сызранский уезд), подтверждая тем самым принятое решение. После рукобития проводилось домашнее обручение помолвленных, жених и невеста обменивались кольцами. Заключительным этапом сговора с рукобитьем был запой, «узелок» («узелок завязывали» - брали полотенце, завязывали его в узел, и две свахи тянули концы полотенца, «чтобы семья была крепкой») (Сызранский уезд, МПЭМ, 1997). После сговора, рукобитья и запоя начинался период подготовки к свадьбе, нередко называвшимся «девишником» (девичником). Во время «девишника» обязательными были посещения жениха подругами невесты. Чаще всего девушки ходили к жениху за рубашкой, снимали с нее мерку для шитья новой, а также за веником и мылом для мытья невесты с близкими подругами в бане накануне свадьбы. Отправляясь к жениху, подруги невесты брали с собой репей или наряженный веник, березовую ветку, которые служили символами предстоящей свадьбы, «девичьей красы».

Жених обычно выкупал репей, после чего девушек угощали, одаривали, а мать жениха вручала им веник и мыло для невесты. В некоторых русских селениях накануне свадьбы подруги везли постель, сундук с приданым невесты в дом жениха, После выкупа постели, приданого девушек также угощали, одаривали. Бытовал в крае обычай снимать мерку с окон дома жениха для занавесок, которые должна сшить невеста. На девишнике перед свадьбой девушки помогали невесте готовить подарки для жениха, его родственников, готовили и невесту к отъезду из родительского дома. Одним из важнейших обрядовых действий накануне свадьбы была баня для невесты; ее топили подруги невесты. В бане, куда невеста шла в белой рубахе, иногда с распущенными волосами, она и ее подруги мылись мылом и парились веником, принесенными от жениха. Часто в бане подруги расчесывали косу невесты. Расплетая ее, они парили невесту (хлестали веником жениха) до тех пор, пока она не назовет имя будущего своего мужа» (Сызранский уезд). Смывание девичьей красы проводилось под пение подруг, причитания невесты. По возвращении из бани невеста, причитая, благодарила родителей за то, что они ее «вырастили», «выкормили», а также «за пар, да за баньку». Девичья баня являлась кульминационным пунктом приготовления невесты к браку. Большинством исследователей она истолковывается как очистительный обряд, как прощанье невесты с девичеством, а также «необходимостью водного омовения при переходе человека из одного состояния в другое, приобщения невесты к жениху, его семье».

Население и культура:


Rambler's Top100