Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Родинный обряд

Рождение ребенка являлось и является радостным и важным событием в семье. Оно издавна сопровождалось разнообразными обрядами, сущность которых состояла в том, чтобы обеспечить безопасность новорожденному и роженице, благоприятным образом повлиять на будущую судьбу новорожденного. Родильные обряды представляли собой яркое самобытное явление народного быта. У ряда народов они сложились в дохристианский период.

Крестьянская семья в прошлом немыслилась без большого количества детей, без будущих помощников и работников, наследников хозяйства. В фольклоре ряда народов существует много пословиц и поговорок, где прославляется многодетность и осуждается бездетность. «Один сын - не сын, два сына - половина, три сына - сын» (у русских). «Нет детей - нет глаз» (у чувашей). «Бездетный дом, что дублистое дерево: ни лыка, ни дров» (у мордвы). «Дом с детьми - базар, дом без детей - пустое поле» (у татар). На почве желания иметь детей складывались различные приметы, обычаи и обряды, обеспечивающие потомство. При выборе невесты старались выяснить: нет ли бездетных в близкой ей родне. Магические свадебные обряды: сажание молодым на колени ребенка, обсыпание их хмелем, зерном и др. - призваны были обеспечить деторождение. Несмотря на то, что деторождение считалось главным показателем счастливой семейной жизни, особых условий для беременной женщины не создавалось. Нередко женщины работали до самих родов и часто рожали непосредственно в поле. Во время беременности соблюдались некоторые поверья, запреты: беременным женщинам нельзя было бить кошку, свинью (у мордвы), так как считалось, что ребенок может быть со щетиной; нельзя смотреть на уродов, с дефектом на лице - ребенок может родиться некрасивым (у русских, чувашей, мордвы). Возбранялось будущей матери присутствовать во время ссоры, так как на будущего ребенка может напасть недуг (у русских, чувашей, татар). На ночь беременную женщину не оставляли в пустой избе (у татар), так как, согласно существующим поверьям, злые духи могли подменить или умертвить ребенка даже в утробе матери.

В быту роды представляли собой один из самых напряженных моментов жизни семьи. Еще до наступления родов опасения за их благополучный исход, желание узнать заранее, кто родится - мальчик или девочка, какова будет его судьба - заставляли волноваться не только беременную женщину, но и близких ее родственников. Их душевные волнения и переживания находили отображение в ворожбе и разного рода суевериях, какими сопровождались роды, крестины, наречение имени младенцу. Чтобы узнать пол будущего ребенка, вели наблюдения за беременной женщиной: если она полнеет, то считалось, что родит девочку, если живот принимал форму «тычком» (у мордвы) - будет мальчик и др. Пол ребенка имел большое значение для продолжения рода, материального благосостояния семьи. Более желательным было рождение мальчика. У некоторых народов (русских, чувашей) при отсутствии в семье мальчика среди детей «...существовал обычай, в силу которого в доме должен быть сын, когда его нет, то за сына берут ребенка по родству или из чужой семьи» (И.Я. Яковлев, 1982, с. 23).

Рожали женщины в чистой половине дома (у татар), часто в бане, с помощью повитух (у всех народов). Обычно повитухой была свекровь, мать или пожилая женщина, имевшая опыт в помощи роженицам, «пуповинная бабушка» (у татар). В качестве повитухи предпочитали здоровую женщину, имевшую много детей, внуков, чтобы ее свойства магическим путем передавались роженице и ребенку. При наступлении родов женщину одевали в чистую рубаху, разували, развязывали узлы, вынимали из ушей серьги, распускали роженице волосы (особенно при первых родах), читали молитвы над роженицей, опрыскивали ее «святой» водой (у русских, чувашей, мордвы). Муж и другие взрослые мужчины на родах не присутствовали и входили в помещение лишь после того, как роженицу обмоют и переоденут. У некоторых народов (русских, чувашей, мордвы) существовал обычай, согласно которому после родов жены мужу давали ложку пересоленной каши или предлагали выпить настой полыни с солью, при этом приговаривая: «Как жене было трудно, так и ты помучайся»... Приняв ребенка, повитуха перевязывала и перерезала пуповину. Нитки, ножницы или нож приготовлялись заранее. Пуповину и детское место заворачивали в тряпку и зарывали в землю. Это было связано с тем поверьем, что их могут украсть бездетные женщины во вред роженице (у русских, мордвы). Умыв и переодев роженицу, повитуха все внимание обращала на ребенка: мыла в корыте теплой водой, в которую клала серебряные деньги, соль, дубовые листья с пожеланиями здоровья, долголетия, богатства (у всех национальностей). У чувашей в старину после рождения ребенка посылали за знахаркой («иомзей»), которая при обмывании ребенка разбивала над его головой два сырых куриных яйца, отрывала голову живому петуху и все выбрасывала за ворота в жертву Киремет, после этого иомзя, выступающая в качестве посредника божьего, таинственно шептала над водою, предсказывая судьбу ребенку, нарекала ему имя и передавала бабке. При этой церемонии непременно должна находиться другая женщина, которая сразу же надевала на новорожденного рубашку и передавала матери для кормления. У мордвы, чувашей, татар существовали обряды, связанные с пеленанием ребенка: чтобы ребенок походил на отца или его полюбил отец, ребенка заворачивали в отцовскую рубаху, чтобы долго жил - в дедову рубаху, а чтобы он был красивым, покрывали материей зеленого, синего цвета, надевали красную рубашку.

В первый же день после рождения ребенка приглашали всех родных и близких роженицы, которые приносили ей подарки, поздравляли с новорожденным, у мордвы, чувашей, татар устраивали моления . На молении выбирали кума и куму (у мордвы). Ими могли быть как родные, так и чужие люди. Родители и кумовья назначали день крещения, так как считали, что пока ребенок не крещен, ему угрожают различные «злые духи», он легко подвергнут действию «нечистой силы» (у русских, мордвы). Обряд крещения проходил торжественно, с молитвами, добрыми пожеланиями, подарками новорожденному и роженице . У чувашей он хотя и считался обязательным, но большого значения ему не придавали, часто детей крестили с опозданием. У татар обычно вскоре после рождения ребенка отец приглашал гостей, муллу, который читал молитвы и совершал обряд наречения имени ребенку: мулле родители называли имя новорожденного, и он, читая молитву, «кричал» его три раза на ухо младенцу. Продолжался обряд имянаречения обильным угощением гостей, поклонением культу предков и раздариванием подарков. До 2-й половины XIX в. у татар были употребительными тюркские имена (Алтынбай, Аюташ, Майшакар и др.), позднее приобретают распространение мусульманские, связанные с именем Мухаммеда и других деятелей ислама. На третьем году жизни мальчикам совершали обрезание. Обрезание - знак чистоты, опрятности, здоровья и для мусульман является религиозным предписанием. Человека, наделенного ремеслом обрезания, называли соннэтге-бабай. Он был мастером своего дела, как правило, таких людей в деревнях было немного. Это был уважаемый человек, ему подавали самые мягкие подушки, лучшее угощение. Перед обрезанием мальчика одевали в новую одежду, одаривали игрушками, просили сплясать, родственники с обеих сторон бросали ему деньги.

Население и культура:


Rambler's Top100