Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Прямой сарафан

Прямой сарафан шили преимущественно из покупных, часто узорчатых, тканей, ситцев, но были прямые сарафаны и из домотканых различных расцветок. Такой сарафан из с. Лесная Хмелевка Симбирской губернии из пестряди в черную клетку на красном фоне был передан в фонды Ульяновского областного краеведческого музея. По мнению профессора Л.П. Шабалиной, «в некоторых селах (Панциревка, Бояркино, Борисовка) Инзенского района в конце XIX - начале XX вв. имел распространение прямой клетчатый сарафан в белую или черную крупную клетку на красном или синем фоне из 4-5 точей, которые собирались под пояском на талии. Здесь же жительницы преклонного возраста смутно помнили о тяжелых шерстяных юбках в разноцветную клетку. Возможно, что встреченный нами клетчатый сарафан явился результатом видоизменения поневы, бытовавшей в этом районе в далеком прошлом» (Бусыгин Е.П., Зорин Н.В., Шабалина Л.П., 1982, с. 72). В Симбирской губернии прямой сарафан жители называли «московский», «москалет», «круглый», а в зависимости от материала, из которого он шился, «кубовый», «кумашник», «французский», «клетчатый», «турецкий». Молодежь носила яркие сарафаны: голубой, алый, оранжевый, розовый, а старые женщины - черные, синие, коричневые.

Замечательно, что ко всему новому быстрее переходит молодежь, люди пожилые больше привержены старине. Еще в XIX в. исследователи отмечали: «... ситцевые сарафаны носят преимущественно девицы и притом в праздничные дни». Ситцевые, яркие сарафаны начинали носить девушки на выданье, заневестившиеся. «Девушка не желающая идти замуж, перестает носить цветные сарафаны, а ходит в домотканых китайчатых...». В селах, где совместно проживали русские и мордва, сарафаны по подолу украшали оборкой и в шов вшивали ткань разных цветов, заложенную фигурно треугольниками, подол обшивали белой тесьмой. Мордва, носившая русские прямые сарафаны, старалась украсить подолы бисером, бахромой.

Во второй половине XIX в. во всех районах Симбирского Поволжья распространился сарафан с лифом. Он имел две разновидности: 1) напоминающий круглый сарафан и 2) напоминающий платье, только без рукавов. К первой разновидности относится бордовый сарафан из сатина с лифом из Ульяновского областного краеведческого музея. Он сшит из 6 точей, сборками пришитых к лифу в виде прямой полосы сатина с лямками. Такой сарафан, видимо, являлся одной из переходных форм от сарафана к юбке. В дальнейшем, когда стали шить юбку без лифа, ее продолжали еще называть сарафаном.

Сарафаны носили обязательно подпоясанные. В разных селах пояс носили по-разному: в одних на талии, в других под грудью. В народе пояс считался оберегом, использовался в обрядах, был ритуальным. Праздничные пояса тщательно украшали, чем увеличивали, по мнению крестьянок, их роль и значение. Изготавливались пояса дома, иногда покупались на ярмарке или в лавочке. Пояса (женские - «поясья», а мужские - «опояски») были крученые, плетеные, вязанные, тканые; в зависимости от материала - шелковые, шерстяные и полушелковые. К поясу относились внимательно: он выполнял, как указывалось выше, функцию оберега-защитника, на поясе также гадали о замужестве, о женихе: «Девушки, желавшие выйти замуж, искали в лесу две такие осины, которые можно было перевязать одним поясом, и если находили, то считали, что желание их о замужестве сбудется» (Лебедева А.А., 1989, с. 232).

Чтобы желания «легче» исполнялись, пояса делали длинными (до 3 метров и более). М. Арнольдов писал: «Поверх сарафанов женщины подвязывают пояса, раза два или три обернутые». Пояс спускался почти до подола сарафана, «лишь на ладонь от края подола свисали его кисти». Пояса красочно орнаментировались.

В конце XIX - начале XX вв. пояса были в основном покупные. Плетение же поясов, как промысел, известны в Алатыре, Тагае, Урено-Карлинской слободе и даже в Промзине. «Недавно в Симбирске было несколько приезжих из Тагая мещанок. Крутят и сучат на небольшой машинке шерстяные пояса для продажи. Означенные пояса весьма успешно сбываются в лавки... выгодно» (СГВ, 1866, № 83).

Пояса были часто подарком ко дню рождения или дню ангела и имели соответствующие событию надписи. «Пояс женский на сарафан, тканый из шелковых нитей в виде полос красного, розового, зеленого, черного и желтого цветов на центральной полосе с текстом черного цвета: «ДАРЮ ВЪ ДЕНЬ АНГЕЛА». Этот пояс был куплен в с. Промзино Алатырского уезда Симбирской губернии на ярмарке. Такие пояса называли «писанные».

На поясе из коллекции Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург), приобретенном в селе Новоспасское Сызранского уезда, была сделана надпись (сохранена пунктуация оригинала): «Сей поисъ носить Дарьи Матвеевни Каталчевой. Выткан 1858 г. месяца маш 8 дня», РЭМ, опись коллекции № 831).

На концах пояса украшались бахромой, кистями, а иногда «шариками, обмотанными серебряной нитью». Праздничные пояса могли быть украшены «кистями из металлической канители. По месту пришива кистей нашивалась полоса черной ткани». В селах совместного проживания русских и мордвы пояса делали из шерстяных нитей, орнамент одного из них из коллекции Ульяновского областного краеведческого музея был геометрический, массивные кисти на концах выполнены из нитей разного цвета.

Население и культура:


Rambler's Top100