Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Пропильная резьба

Наиболее распространенная с конца XIX в. пропильная резьба использовалась по-разному: ее «нашивали» на гладкую поверхность нижних частей фронтона дома, создавали ажурные украшения наличников, фризов, ею украшали парадное крыльцо (особенно у русских), ворота, калитки. Узоры резьбы были очень разнообразны. Большая часть - это геометрические и растительно-геометрические мотивы в различных сочетаниях. Зооморфные мотивы (птицы) встречались у русских в северозападных районах края, для ряда сел центрального правобережья (например, ныне Тереньгульского района) характерной деталью украшений было большое радужное Солнце в верхней части фронтона дома из 13-14 лучей или полусолнце из 7-9 лучей. Мотив орнамента в виде кругов, солнц - один из древних. Народ поклонялся Солнцу и символически изображал его в виде красивых розеток. Содержание символа забылось, но он сохранился в народном искусстве. Техника выполнения пропильной резьбы было гораздо проще древней трехгранно-выемчатой и пышной «корабельной» рези XIX в. По созданному мастером рисунку составлялся трафарет, который накладывался на доску, обводился карандашом. Далее по рисунку с внешней стороны доски вырезался узор, который затем обрабатывался - «подчищался» с обратной стороны доски. Пропильная резьба распространена в крае и в настоящее время.

У народов Ульяновского Поволжья широко была распространена из декоративного искусства и вышивка. Ею украшали прежде всего одежду, особенно праздничную и обрядовую. Вышивка выполнялась на различных сортах белого холста. Применялись преимущественно холщевые, шерстяные, самодельные нитки; в вышивке преобладал коричневато-красный цвет; чуваши, татары, мордва окрашивали нитки не только в красный, коричневый, но и в черный, желтый, зеленый, голубой цвета; использовались нитки и из шелка-сырца, который приобретали у торговцев. Для окрашивания пряжи применялись главным образом растительные красители: весной, летом женщины выкапывали корни отдельных растений, собирали травы, например, для получения желтого цвета чувашки употребляли заячий мак, полынь с применением дрока; для зеленого цвета - листья чертополоха, для красного - марену. Ее сушили, потом толкли в ступе, растирали на жерновах, подливали воду и ставили в печь на ночь. На другой день, добавив воды, кипятили, используя для крепости краски золу. В отваре морены красили шерсть до четырех раз. Растительные краски давали хороший цвет и не линяли после стирки. При вышивании чувашки применяли свыше 25 видов швов, большей частью геометрического характера, но имеющие определенное конкретное содержание: лапки, кувшин, воробьиные лапки, зигзаг, гусиный клюв и другие. Чувашский старинный орнамент вышивки имел в себе следы влияния бул-гарского искусства, красочности Востока, вычурности русских узоров, скромности финских мотивов. Но все эти отголоски мотивов других народов, переосмысленные и переработанные народными художницами, подчиненные иным вкусам и воле, приобретали подлинный народный характер. В четких, скомпонованных узорах, в ярких, бодрых цветах безымянные художницы отражали свою любовь к искусству, природную смекалку, радость творческого труда.

Население и культура:


Rambler's Top100