Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Предсвадебный период

Рассматривая предсвадебный период традиционной свадьбы, надо отметить, что у русских большое место занимали причитания невесты. Невеста плакала-причитала после просватанья, на «девишнике» (вечорках), во время девичьей бани, расчесывания косы, ранним утром дня свадьбы. При этом нередко вместе с дочерью плакала и ее мать, причитая... «Вставай-ка, милая доченька к утру-то ранехонько, умывайся бело-набело, утирайся сухо-насухо, собирайся во чужие люди, во чужие люди, незнакомые» (Сенгилеевский уезд, МПЭМ, 1995 г.). Причитала невеста при одевании ее к венцу, во время прощания с «девичьей волей» - лентой, которую она передавала младшей сестре, подругам... В последний вечер предсвадебного периода нередко устраивался пир и в доме жениха - «мальчишник», «молодецкий пир», на котором присутствовал жених, его родственники, товарищи. На «мальчишнике» выбирались «чины» свадебного поезда (дружка, тысяцкий, бояре и другие), решались некоторые вопросы организации проведения свадебного торжества.

В день вступления в брак невеста вставала раньше всех, подруги одевали ее в подвенечный наряд, состоящий из платья розовой, малиновой однотонной ткани, фаты (чаще использовались шелковые платки). Для предохранения невесты от порчи во время ее одевания втыкали в одежду иголки, булавки, насыпали в обувь рябиновый лист, пшено. Подруги укладывали приданое невесты. Одновременно со сборами невесты готовили избу (двор) к приезду поезжан. Скамья, на которой должны были сидеть невеста и жених во время праздничного застолья для поезжан, накрывалась овчинной шубой, мехом наверх (меху-овчине придавалось обереговое значение, а также, чтобы у молодых велась скотина). Иногда на стол ставили наряженный репей. Свадебный поезд жениха, приезжающего за невестой, возглавлял дружка, тысяцкий, затем ехал жених со свахой и все остальные поезжане. У двора невесты жених платил выкуп за въезд, выкупалось почетное место для жениха рядом с невестой, «продавалась» коса невесты, ее лента - символ девичьей воли, приданое, постель. Во время угощения жених и невеста хотя и сидели за столом, но участия в нем не принимали: их руки были накрыты полотенцем, ложки перевернуты. Из-за стола невесту с женихом выводил дружка, крестный; невеста «тянула» за собой скатерть, чтобы девушки вслед за ней вышли поскорее замуж (Карсунский, Сенгилеевский уезды) . В некоторых случаях дружка, выходя из дома, ударял косяки дверей косой, трижды обходил с иконой вокруг жениха с невестой, чаще вокруг свадебного поезда , после чего жених, невеста и поезжане отправлялись в церковь, где совершался обряд венчания.

После венчания молодую окручивали - устраивали женскую прическу, надевали новый «бабий» головной убор (повойник, во-лосник, кичку). «Окручивание являлось одним из важнейших элементов народной свадьбы, знаменующий переход невесты в группу замужних женщин» (Н.В. Зорин, 1983, с. 3). Из церкви новобрачные вместе в одном «экипаже» (санях и т.п.) отправлялись в дом жениха, где их встречали родители молодого, благословляли иконой (отец), хлебом (мать); молодые кланялись им в ноги, стараясь сделать это одновременно, «чтобы в дальнейшем между ними не было разногласия» (Н.В. Зорин, 1982, с. 3). Собравшиеся осыпали новобрачных хмелем, зерном, деньгами, что символизировало пожелания новобрачным счастья, богатства, большого потомства. Порог дома молодая переступала первой, показывая тем самым, что будет хозяйкой в семье.

В доме молодого новобрачных усаживали за свадебный стол, но участия в общей трапезе они не принимали. Иногда молодых уводили в чулан, кормили ужином, давая испить поочередно из одной и той же рюмки вина, съесть по кусочку от каравая, которым благословляли к венцу, разделить на две половины и съесть сваренное куриное яйцо. После этого молодые выходили в горницу к гостям, где накрывали для родственников новобрачной «горный» стол. Они кланялись родителям, гостям, их одаривали. При этом дружка поднимал рюмку со словами: «... стопочку примите, наших молодых одарите: не рублем, не полтиной, а золотой гривной, а если совесть есть, то и рублей шесть» (Сызранский уезд, МПЭМ). Подарки принимала чаще всего сваха. За горным столом одаривала родственников мужа и молодая. Свекра она должна была уже называть батюшкой, свекровь - матушкой. Во время «горного пира (горны)» на улице, у дома жгли большие костры как свидетельство того, что «играется свадьба», создается новая семья. Гулянье сопровождалось пением, танцами, игрой на народных музыкальных инструментах. Пелись свадебные песни, частушки, обычно с приплясом и под гармонь.

С горного стола молодых уводили на брачное ложе. Постель им готовили в клети, амбаре или в другом доме. Туда молодых провожали дружка, сваха, которые осматривали помещение и постель, проверяли, нет ли каких-либо посторонних предметов, способных вызвать порчу на молодых, давали советы и наставления.

Население и культура:


Rambler's Top100