Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Пасха Христова

Пасха Христова занимала и занимает центральное место в ряду всех христианских праздников. Воскресение Иисуса Христа из мертвых - это победа над смертью, даровавшая людям надежду на спасение и бессмертие (души). Пасха - праздник подвижный, то есть проводится в разные сроки, с особой торжественностью, пышным богослужением в течение всей «Светлой седмицы» - пасхальной недели. Празднование Пасхи в народной среде сопровождалось различными развлечениями, играми, хождением в гости. На Пасху было принято поздравлять друг друга с Воскресением Христовым, «христосоваться», обмениваться крашеными яйцами. Едва ли не в каждом дворе православных устраивали качели для детей, на деревенской площади возводились общественные качели. Молодежь водила хороводы, затевала игры.

Первое Воскресенье после Пасхи, то есть последний день пасхальной недели, носил название «Красная горка» или «Радостное Воскресенье». В этот день девушки, молодые женщины собирались на излюбленном месте деревенской улицы, пели песни - «веснянки», водили хороводы. День «Красной горки» считался счастливым для вступающих в брак. На девятый день от Пасхи отмечали «Радоницу» - день, когда обязательно ходили на могилы (один из главных поминальных родительских дней), а к вечеру веселились, «Радоницей» этот день назван в ознаменование радости живых о Воскресении Христовом, Седьмая неделя после Пасхи получила название «Семиковой» или еще «Русальной».

Особо отмечались три ее дня: «Семик», приходящийся на четверг, «Родительская суббота» и «Троица» или «Пятидесятница», 50-й день после Пасхи, «Семик» (седьмой четверг после Пасхи) считался большим праздником, он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с Весной и встречу Лета, прославляющих зеленеющую Землю с центральным персонажем - березкой. «Родительская суббота» посвящалась поминовению «всех от века умерших православных христиан». День Святой Троицы назывался также Днем сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день церковь призывает верующих поклониться триединому Божеству. Пятьдесят первый день после Пасхи или первый понедельник после Троицы назывался Духов День. К христианским праздникам его причислить официально нельзя. Но в народном календаре он существовал и сохранился в памяти старшего поколения. Духов День был связан с верой в русалок, душ утопленниц или детей, умерших некрещенными. В этот день старались не купаться. Вся неделя от Духового Дня называлась «Русальной», а последний ее день - «Русалкиным заговеньем». 24-25 июня (по старому стилю) крестьяне отмечали день Ивана Ку-палы. У православной церкви он значится в честь Иоанна Предтечи, предварившего рождение Иисуса Христа шестью месяцами. Иоанн вел аскетическую жизнь и примерно в 30 лет был призван Богом к общественной проповеди. Повинуясь этому призванию, он явился на берег Иордана, где и начал проповедь об ожидаемом Спасителе. Иоанн крестил людей и пришедшего к нему Иисуса Христа в реке. Иоанн был казнен по приказу царя Ирода.

В народном календаре день Ивана Купалы праздновался в ночь накануне 25 июня. Он носил явно выраженный языческий характер. В эту ночь собирали различные травы, приписывая им чудодейственную силу. Главным предметом поиска был папоротник, цветущий по поверьям огненным цветом. Сорванный цветок папоротника должен был использоваться для отыскания кладов. В эту ночь купались в реке, прыгали через костры, скатывали с горы зажженное колесо, пускали венки с зажженными свечами по воде. Эти обряды были связаны с именем Купалы - Бога земных плодов, живительной воды, тепла. Считалось, что Купала сокрыт и в воде, и в огне, и в травах.

Население и культура:


Rambler's Top100