Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Одежды мордвы

В XVIII веке в полной мере утвердилась в декоре одежды мордвы вышивка. В мокшанской рубахе она сочеталась с приколотыми или нашитыми вдоль швов металлическими пряжками с шумящими привесками. Вероятно, узоры вышивки, устойчиво отмечавшие отдельные участки одежды, первоначально приняли знаковый смысл древних украшений. Дополняя и обогащая их, вышивка включила новые мотивы, связанные с обозначением форм предметного мира. Со временем магическое значение узоров постепенно ослабевает.

Регион расселения мордвы в бывшей Симбирской губернии занимает по площади и количественному составу мордовского населения одно из ведущих мест: мордва проживает в селах Николаевского, Кузоватовского, Павловского и др. районов Ульяновской области. В Симбирской губернии мордва-эрзя и мокша селились чрес-полосно, находились в тесном контакте друг с другом. Это сказалось на развитии духовной и материальной культуры. Ввиду того, что численность эрзянской группы была значительнее, наиболее характерными в определении национальной самобытности выступали эрзянские черты. Так, в народном костюме типичными являлись эрзянские элементы, хотя в условиях взаимоконтактов эрзянские детали костюма включали и мокшанские признаки.

Это выразилось в особом предпочтении к многослойному типу костюма: рубаха являлась нижней одеждой и почти всегда была скрыта распашной одеждой и передником. Немалая роль отводилась в комплексе набедренным украшениям. Головные уборы, сохраняя типично эрзянскую значительную высоту, расширяясь кверху, приобретали трапециевидную или двуроговую форму, соответствовавшую мокшанской прическе из двух кос, уложенных узлами по сторонам головы.

Для рубахи, которая здесь называлась панар или паля, как правило, служил грубый малоотбеленный холст, так как она была скрыта верхними одеждами. Несмотря на это, форма и декор рубахи сохраняли определенную традиционность. Шили ее из двух точей холста, образовывавших стан без проймы. Рукава, расширенные ластовицами, делались из поперек сложенной точи полотна. Этот покрой здесь применялся как в эрзянской, так и в мокшанской одежде.

Согласно эрзянским традициям располагалась на рубахе вышивка. Узкие полоски, выполняемые зигзагообразной линией вдоль ворота, объединялись в полосу, покрывавшую передний шов. Ниже, вдоль разреза на подоле, зашивка немного расширялась. Узкие продольные полоски, по две - четыре веревочки с каждой стороны, вышивались на груди и по спине. Колорит вышивки был немногоцветен, он основывался на сочетании красного и черного цветов с включением оживок.

Ввиду того, что холщовая распашная одежда - руця - занимала основное место в костюме, в регионе существовало ярко выраженное подразделение ее по видам. Покрой руц всех видов был одинаков. Стан одежды состоял из центрального полотнища холста, перегнутого вдоль оплечья пополам, и двух боковых полотнищ, более коротких, чем половина центрального, составлявших вместе с ним пройму для рукавов. Спереди центральное полотнище в середине разрезалось по долевой нити, образуя полы одежды. Рукава руци были довольно короткими, они доходили до локтя. Качество материала и особенности вышивки соответствовали назначению одежды. Повседневная руця делалась, как и рубаха, из посконного холста, но более отбеленного. Одежда имела мало украшений. Руци для торжества подразделялись на праздничные и печальные. К категории праздничной относилась одежда с богатой вышивкой, почти полностью закрывавшей холст. Она называлась покай, аналогично наименованию глухой одежды, характерной для большинства групп эрзи. Покай - самая нарядная из имевших распространение в регионе праздничных руц. Она надевалась по случаю самых больших торжеств. В «рождественском доме» на святках, например, в нем выходила самая красивая девушка, чтобы сплясать положенный танец. Также к разряду очень нарядных относились кавксува руця (в восемь полос) и котува руця (в шесть полос). Этот вид одежды предназначался для больших праздников и использовался наряду с покай руця. Малым праздникам соответствовал тип нилева руця с четырьмя продольными полосами по стану, ее надевали по воскресеньям.

Одежда из категории печальной либо мало декорировалась, либо имела в вышивке свои отличительные черты. Плакальная - аварькшнима руця - не имела никаких украшений. Ее надевала невеста по вечерам, когда подруги помогали ей шить приданное, а сама она оплакивала свое девичество. Печальной считалась подвенечная - венчама - руця, она отличалась украшениями, вышивкой и расцветкой. Венчама руцю невеста надевала на первый день свадьбы, ее декор, по сравнению с одеждами, готовившимися на второй день, был не слишком богат. На смерть каждая женщина обязательно готовила еще один вариант распашной одежды - кулума руця (смертная).

Население и культура:


Rambler's Top100