Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Народное творчество

В народном творчестве сельского населения Ульяновского Поволжья во второй половине XIX - начале XX вв. были наиболее развиты декоративное искусство, фольклор - устное народное творчество.

В декоративном искусстве были распространены: художественная обработка дерева, лозоплетение, вышивка, узорное ткачество, художественная обработка металла. В разделе: «Кустарные промыслы» первой главы работы рассматривались наряду с другими скульптурная резьба по дереву (р.п. Кузоватово), лозоплетение (с. Акшуат), художественная обработка металла (г. Ульяновск). В данном разделе мы обратим внимание преимущественно только лишь на художественную домовую резьбу по дереву, вышивку и узорное ткачество.

Художественной обработкой дерева, как указывалось ранее, народы занимались с давних времен. Резьбой украшали многие деревянные изделия, необходимые в хозяйстве и в быту (обрядовую посуду, ковши, солонки, черепки, мебель, прялки, дуги и пр.). Особенно тщательно отделывались ручки ковшей - вырезались фигуры животных - коня, птицы, медведя. «Такие ковши - пишет К.И. Козлова, - имелись у народов Поволжья, не исповедующих ислам» (К.И. Козлова, 1964, с.165). Мусульманская религия запрещала делать изображения живых существ. У мордвы из различных предметов домашнего обихода наибольшей художественной обработке повергался парь-кадка из выдолбленного единого дерева, использовавшаяся в разных целях, в том числе и для хранения одежды, приданного невесты. Следует отметить, что мордовские народные традиции резьбы по дереву, художественные мировосприятия народов нашли отражение в творчестве известного скульптура, резчика по дереву С.Д. Нефедова (Эрзя), уроженца с. Баево Алатырского уезда Симбирской губернии, ныне Ардатовского района Республики Мордовия. Родился Эрзя в бедной мордовской крестьянской семье, в детстве учился живописи, резьбе по дереву у местного сельского иконописца, в 1906 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Жил и работал в Италии (1914 г.), на Урале (1918-1919 гг.), в Закавказье (1920, 1926 гг.), в Аргентине (1926-1949 гг.). В 1949 г. возвратился на родину «Одухотворенное мастерство, редкий поэтический дар, глубокий психологизм характеризуют работы Эрзя: «Креститель», «Тоска», «Моисей», «А. Невский», «Эрзянка», «Москвичка», «Казашка» и многие другие. Эрзя - участник ряда выставок: в Италии, во Франции, в СССР (Москва). Скульптуры Эрзи хранятся в государственной Третьяковской галерее, в государственном Русском музее, в музее Эрзи г. Саранска. (Ульяновская-Симбирская энциклопедия. ТП / Ред. и составитель В.Н. Егоров. - Ул., «Симб. кн.» 2004, с. 463).

Украшали резьбой и жилище («домовая резьба»). Получила она распространение в XIX в. сначала у русского населения, затем у других народов Симбирского Поволжья. Как указывалось в разделе «Поселения и жилище», резьбой украшали фронтоны, карнизы, наличники окон, ворота, калитки, крыльцо. Первоначально резьба была «глухая» (ногтевидно-выемчатая, трехгран-новыемчатая), затем появилась «корабельная» - барельефная резьба, и в конце XIX в. преобладающим видом резьбы стала «пропиловочная». В трехгранно-выемчатой резьбе преобладали солярные мотивы, розетки, геометрические фигуры. Производилась она на тесинах при помощи стамесок, ножа и долота. Ею украшали в основном наличники, столбы «красных ворот».

С средины XIX в. Среднем Поволжье распространяется с верхней Волги «корабельная резь» или барельефная (долотная) резьба. На территории Ульяновского края она получила развитие главным образом в русских приволжских и присурских селах. Мотивы украшения этой резьбы были различны. Преобладал растительный орнамент (симметрично изгибающиеся стебли с листьями, цветами). Часто в растительный орнамент вплетались фигуры птиц, животных (льва), мифических женщин с рыбьими хвостами, год постройки, инициалы хозяина или мастера. Иногда встречались геометрические узоры в виде кругов, веревочного орнамента. Барельефная резьба по сравнению с трехгранно-выемчатой была более трудоемкой. Мастера-плотники сначала на бумаге намечали эскизный набросок, по нему четко рисовали узор, который потом прокалывали иглой по контуру и переводили на доску путем легкого похлопывания по рисунку мешочком с угольной пылью. Далее проводили долбежку, то есть долотом и деревянным молотком сначала пробивали рисунок, а затем «выбирали землю» - скалывали лишние куски дерева, чтобы выпукло выступил узор. Барельефной резьбой, довольно дорогой, украшали свои дома зажиточные крестьяне.

Население и культура:


Rambler's Top100