Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Мордовский костюм

Вся жизнь мордовского крестьянина или крестьянки, от момента рождения и до смерти, была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм играл в них огромную роль. Особенно она была велика в праздничных обрядах. Всей своей нарядностью, яркостью, цветовым разнообразием народный костюм являлся своего рода компенсацией за монотонную обыденность повседневного бытия. Изготовляемая вручную, особенно женская праздничная, одежда бережно хранилась и передавалась от матери к дочери, служила не одному поколению, и поэтому в ней так устойчивы традиционные черты. До наших дней женский костюм сохранил самобытность в расцветке, покрое, своеобразии украшений, богатстве орнаментации, технологии отдельных частей.

Традиционная мордовская национальная одежда развивалась по двум направлениям, соответствовавшим культуре эрзи и мокши. А широкие исторические границы расселения мордовского народа обусловили появление локальных вариантов костюма, как у мордвы-мокши, так и у мордвы-эрзи.

К важным условиям влияния на развитие костюма с древнейших времен относятся контакты мордвы с представителями других национальностей. Это происходило как в ходе торгового обмена, так и в ходе внедрения в мордовские племена завоевателей. После монголо-татарского нашествия на мордовский национальный костюм значительно воздействовала тюркская культура, поскольку на мордовских землях были основаны татарские поселения, особенно в близком соседстве с селами мокши. Еще более активно отразились в мордовском национальном костюме контакты с русскими, движение которых в пределы расселения мордвы началось с VII века и особенно усилилось с середины XVI века.

Сравнивая одежду мордвы с русской, татарской, чувашской и других, живущих по соседству народов, в ней можно найти много сходных элементов. Так, на наличие общих истоков одежды финно-угорских народов, на близость их культур указывает ряд деталей национального костюма, приемы его оформления. К ним принадлежит туникообразная рубаха, не имеющая плечевых швов. Рассматривая рубахи, элементы женского костюма народов Поволжья, современные этнографы отмечают, что «более древний для Поволжья тип сохранился в чистом виде лишь у мордвы-эрзи. Остатки его видны в расположении вышивки всех мордовских рубашек». Показательно также применение фибул-застежек. У мордвы сохранились близкие по конструкции к древним фибулам застежки - сюлгамы. Общность обнаруживается в составе нагрудных, поясных, набедренных украшений, способа их декора.

Очевидна близость между верхней распашной одеждой из холста мордвы и старинными туникообразными халатами удмуртов и марийцев. Имеются параллели в форме и составе украшений высоких головных уборов на твердой основе.

Тюркское влияние проявилось, прежде всего, в комплексе мокшанского костюма, в который обязательным элементом вошла такая деталь поясной одежды, как длинные штаны из холста, также разного рода летние приталенные длинные жилетки и курточки, часто с меховой оторочкой, обычай дополнять украшениями монетами, жетонами, более свойственный для татар и башкир.

О тесном общении с русским населением свидетельствует заимствование покроя и оформления элементов мужского костюма, близость форм верхней мужской и женской одежды. Это же отмечается в дополнении одежды традиционного покроя новыми деталями, такими, как воротники, манжеты, в появлении нехарактерных для мордовского костюма фартуков с грудкой, платья с оборками. Некоторые группы, в основном крепостного крестьянства, в XIX веке перешли на русский тип одежды, включавший сарафан, рубаху с подставкой, кофту-душегрею, которые позднее стали восприниматься как национальные формы одежды. Под влиянием русской культуры в одежде распространялась вышивка русским крестом, перевитью, складывалась ее новая цветовая гамма. Но несмотря на все это, на протяжении своей многовековой истории одежда мордвы отличалась устойчивостью типа.

С древних времен в народной одежде проявилось имущественное и социальное неравенство. Об этом свидетельствуют археологические памятники VII-XIV веков, обнаруживающие неравномерное распределение предметов быта и украшений в погребениях. Особый похоронный обряд сопровождал погребение мордовских вождей, которому соответствовал богатый инвентарь. Подлинными произведениями ювелирного искусства предстают отлитые в бронзе и серебре украшения состоятельных воинов и их жен. В погребении имущих содержатся наряду с украшениями, выполненными местными ювелирами, и привозные. По найденным в древних захоронениях фрагментам тканей судить о формах одежды можно лишь предположительно. Но обилие металлических украшений из богатых погребений дает яркое представление о сложившемся в далеком прошлом народном идеале прекрасного.

Население и культура:


Rambler's Top100