Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Мордовская свадьба

Возрастом вступления в брак у мордвы-эрзи для юношей считались 18-19 лет, для девушек -16-17 лет. Жених должен быть года на два старше невесты. У мордвы-мокши, наоборот, невеста должна быть старше жениха года на два. В старину практиковалось соединение формальными брачными узами взрослых девушек с мальчиками 10 лет. В этом случае молодая женщина... «делалась достоянием взрослых членов семьи... главы дома, что и вело к так называемому снохачеству...».

В конце ХIХ-начале XX вв. в мордовской свадьбе различались те же основные моменты, что и в русской свадьбе: сватовство, сговор, пропой (запой), рукобитье, оплачка (причитания невесты) с девичником, молодецкие пиры накануне свадьбы, девичья баня, свадебное торжество или собственно свадебный пир с свадебным поездом, венчанием, переездом невесты и праздничным столом в доме жениха. Однако в каждом из указанных моментов были некоторые свои отличительные национальные особенности. Так перед выполнением того или иного свадебного действия обязательными были домашние «моляны», которые совершались наряду с православной обрядностью и по старинному (языческому) обычаю с поклонами, поднятием рук вверх, «...чтобы боги-покровители браков и умершие предки благословили вступающих в брак...» (И.Н.Сырнев, 1901, с.189). В виде жертвы этим добрым богам-хранителям отец невесты вырезал из каравая хлеба тремя ударами ножа «божий кусок» и, посолив его, клал под порог дома (обряд выполнялся в доме невесты после завершения переговоров - сговора между родителями вступающих в брак, а также перед или после рукобития, пропоя и т.п.).

Свадебный поезд жениха, приезжающего за невестой, был обязательным действием традиционной свадьбы и у мордвы XIX в. Но в отличие от других народов (русских, чувашей, татар) впереди поезда ехала мать жениха в окружении нескольких мужчин на лошадях, одетых в белые балахоны, за нею следовал отец жениха, который перед тем, как садиться в телегу, кланялся и бросал пригоршнями медные деньги на четыре стороны. За отцом уже ехал жених с поезжанами. Прежде чем поезд трогался, его объезжали три раза по солнцу передовые вершники. Один из них в это время играл в дудку, отпугивая злых духов. «Со звоном колокольчиков, бубенчиков на лошадях, нестройными звуками дуды, с гиканьем вершников и хлопаньем бичами... двигался поезд к невестиному двору...» (И.Н. Сырнев, с. 119). Согласно письменным источникам, в XIX в. у мордвы был еще распространен древний обряд «скрывания жениха». Суть его заключалась в следующем: после венчания на молодую накидывали покрывало, сажали в повозку с дружкой и свахой, везли к жениховому двору. «Молодой же в этот момент украдкой отходил в сторону, садился на первую попавшуюся телегу, мчался во весь дух по деревне и прятался где-нибудь у соседей» (Мельников П.И. (Андрей Печерский), 1981, с.12). Свадебный поезд с молодой у женихового двора встречали сначала вершники, объезжая его три раза по солнцу (исполнялся древний обряд очерчивания магического круга для ограждения от нечисти, уберега от несчастья), затем свекровь со свекром, родственники молодого; после благословления молодую вводили в дом или амбар, снимали с нее свадебный наряд, надевали белый балахон, подпоясанный кушаком. Все садились за праздничный стол. Молодой же продолжал по-прежнему прятаться у соседей. И только поздно вечером его «отыскивали» и вели в амбар, где находилась молодая жена. С середины XIX в. этот обряд теряет свое бытование, воспоминания информаторов о нем в Симбирской губернии нами не были отмечены.

Население и культура:


Rambler's Top100