Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Кокошники

Термин «кокошник» бытовал на всей территории Симбирской губернии за исключением отдельных населенных пунктов, видимо, из-за того, что, с одной стороны, население пришло туда из южных великорусских районов, где кокошники не были распространены, а с другой - настолько древним исчезновением данного головного убора, что население его не помнит. Термин «кокошь» в древности означал петуха или курицу, которые связаны были с магией плодородия.

Согласно картам историко-этнографического атласа, на территории Симбирской губернии наиболее широко был распространен в XVIII - первой четверти XIX вв. кокошник с закругленным верхом, имеющий вид полумесяца (Русские. Историко-этнографический атлас/ответственный редактор Кушнера П.И., 1967, с. 54). Широкое географическое распространение данного вида кокошника, несомненно, связано с основной колонизационной волной, шедшей в Поволжье из Владимиро-Суздальской Руси, для которой он был характерен.

Такой тип кокошника этнографами принято называть владимиро-ярославский. Из десяти русских кокошников в коллекции Ульяновского краеведческого музея - восемь такого типа. Очелье кокошника - полукруглая лопасть на твердой основе, с заостренными вытянутыми нижними концами, тыльная часть оставалась мягкой. Пять кокошников в коллекции обшиты красным бархатом, а три - шелком. Орнамент очелья разделен полосой золотистого металлического позумента на три части. Внутри каждой части канителью вышивается орнамент-оберег. Мотивы орнаментов на трех наиболее богато декорированных кокошниках (УКМ 6868/2, 6868/5, 6873) - это весьма схематичный архаический мотив «лягушки», переходящий в растительный мотив вьющегося стебля с побегами и листьями, а кокошник

№ 6868/5 - в спиральный орнамент.

Орнамент головных уборов имел определенную символику. Черты, устойчиво повторяющиеся в различных вариантах вышивки, позволяют считать рассматриваемые узоры не просто игрой воображения вышивальщиц, а глубоко традиционными. В центре располагалась стилизованная лягушка - знак плодородия, по бокам - S-образные фигуры лебедей, символов супружеской верности. Мотив антропоморфной фигуры в позе лягушки известен в искусстве народов всех континентов с глубокой древности. И в русской вышивке этот мотив не случаен. Это, по-видимому, женское изображение, связанное с магией плодородия. В статье Арнольдова «Женские костюмы в с. Порецком», написанной по итогам его командировки по Симбирской губернии в 1865 г., записано: «Кокошники по богатству делятся на три вида: первый, или окрученный, кокошник вышит золотом по малиновому бархату; этот кокошник надевает молодая за брачным столом, когда ее окручивают... На другой день свадьбы она надевает кокошник похуже, а в будни носит кокошник еще беднее. Окручальный кокошник носят только по большим праздникам».

Согласно определителю крестьянской одежды, владимиро-ярославские кокошники из Ульяновской коллекции можно разделить на три типа:

1) окручальный - вышитый золотой нитью, шнуром, канителью, украшенный блестками, стеклянными вставками на цветной фольге (УКМ 6868/5, 6873), жемчугом (УКМ 6868/2);

2) три кокошника - праздничные, вышиты золотой нитью и шнуром в виде петелек.

Растительный орнамент в виде вьющегося стебля с плодами, цветами и листьями вытеснил на них более старые орнитоморфные мотивы (№ 6868; 6868/3; 6868/4);

к третьему типу кокошников относятся № 6870,6871, они не имеют вышивки.

Тыльная часть кокошников - мягкая шапочка, внизу присборенная, обшита позументом, вышивалась особенно 6огато. Декор тыльной части вышитых кокошников представляет собой разветвленный куст - дерево с массивными цветами на концах веток. Крупные причудливые цветы и плоды представлены как бы в разрезе. Среди цветов можно узнать гвоздику, тюльпан, среди плодов - гранат, ананас. Мотив «древа жизни» характерен для зо-лотного шитья на женских кокошниках. По мнению Г.С. Масловой, одним из источников условных растительных форм были восточные и западные ткани, издавна ввозимые на Русь, особенно в XVI-XVII вв. Стилизованный куст символизировал «древо жизни», каждая веточка которого - новое поколение.

Население и культура:


Rambler's Top100