Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Имитативная магия

Имитативная магия воздействует по принципу «подобное вызывает подобное». Например, наведение порчи через куколку - подобие того человека, на которого наводится порча. Или имитация дождя при засухе, когда льют воду, создают пар, дым - все это должно вызывать дождь, облака, дождевые тучи (хозяйственная магия по целевой направленности) и т.д. Так в Сухом Карсуне Ульяновской области Рымбаева Н.Е. 1929 г.р. рассказывала, что у нее «дочь извели до смерти. Куклу сделали и на нее наговорили, а потом закопали в огороде и все, человек умер».

Еще одна классификация магии по взаимодействию с сакральным миром была сделана Е.Г. Кагаровым. Он разделил магию на протрептическую, с положительной, агрессивной направленностью, когда тем или иным способом стремятся воздействовать на объект, и на профилактическую, предохранительную, цель которой, наоборот, не допустить вредных влияний. К профилактической магии относят апотропеическую (отгоняющую, отпугивающую), и катартическую (очистительную) обрядность. Апотропеическая магия включает в себя не только отпугивающие вредное влияние обряды, но и обереги - амулеты и талисманы. Катартическая, очистительная, магия связана с первобытными представлениями об осквернении и очищении. Ко всему, что имеет отношение к мифологии и к сакральной сфере, в архаическом обществе относились двойственно: как к священному и как к опасному. Любое нарушение обрядности в соприкосновении с сакральным миром, рассматривалось в архаическом обществе как осквернение и требовало очищения. Что считалось и нарушением норм поведения или запретов (табу). Любое осквернение, своего рода первобытные грехи, требовало очищения, которое достигалось магическими средствами.

Очистительным средством, применяемым в народной медицине Симбирско-Ульяновского Поволжья, является в первую очередь вода, с помощью которой совершали омовение или крапление (просто спрыскивали водой изо рта или с помощью веничка). Это отношение к воде происходит и сейчас при лечении знахарями различных заболеваний. Неспроста существует поговорка при купании ребенка: «с гуся вода, с (имя ребенка) - худоба» или присказка: «Водичка, водичка, умой (имя ребенка) личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтобы смеялся роток и кусался зубок».

В связи с понятием об очищении в глазах простого суеверного народа вода считалась целебной против темной силы («нечисти»), лиха. Это относится и к проточной речной воде, и к дождевой, и к снеговой (небесной). «Матушка-вода! - обращались к ней крестьяне, - обмываешь ты круты берега, желты пески, бел-горюч камень своей быстриной и золотой струей. Обмой-ка ты с раба Божия (имя) все хитки, все притки, уроки и призоры, скорби и болезни, щипоты и ломоты, злу худобу! Принеси-ка их, матушка быстра река, своей быстриной - золотой струей во чисто поле, на сине море, за сосновый лес, за осиновый тын!» [Коринфский А.А., 1905: 232] . Существуют и другие заговоры на воду, которые до сих пор сохранились в умах современных жителей сел. В этих же целях используется спорная вода (вода при слиянии двух рек, взятая против течения), которая считается святой, очищающей.

Наряду с водой в качестве очистительных средств используется и огонь. В народной медицине Симбирско-Ульяновского Поволжья в качестве очистительных средств использовались и используются в настоящее время перенесение больного через огонь, сжигание свечи перед иконой и др. Очищающими средствами считаются и заменители огня: угли, дым, пепел. Например, окуривание больных углем или пеплом. Кстати, элемент окуривания применяется в похоронном обряде в православной церкви (окуривание покойника ладаном). Известны на Руси и в Симбирской губернии второй половины XIX - начала XX века в родильных обрядах «спрыскивания новорожденного водой с уголька от сглаза», где сочетаются две катартических субстанции - вода и огонь. У некоторых народов вместо огня применялась красная охра из-за сходства ее по цвету с огнем.

Кроме огня применялись и другие методы очищения, такие, как кровь. При этом использовалось кровопускание у больного или вымазывание его кровью животных. Все это проделывается при определенных обрядовых действиях. У некоторых народов при лечении болезней в качестве очищения использовались речной песок или коровий навоз, заменяющий кровь. Песок ритуально заменял воду, а пепел - огонь. Для очищения организма изнутри у некоторых народов лекари вызывали у больного рвоту с помощью определенного снадобья. Для очищения оскверненного применяли и воздержание от пищи, или публичное покаяние (в христианстве).

Как мы видим, магия и магические приемы очень разнообразны, и применялись они в разных целях.

Население и культура:


Rambler's Top100